Заказ звонка
* Представьтесь:
* Ваш телефон:
Сообщение:
* - поля, обязательные для заполнения
Заказать звонок
Курс валют
Курс валют предоставлен сайтом kursvalut.com
Счетчик

Новости

 


1 июня – международный день защиты детей. От кого и от чего их нужно защищать в России? Что делать, если школьный учитель унижает и оскорбляет вашего ребенка? Как сделать учебу в школе комфортной, а летний отдых приятным и полезным? Директор института возрастной физиологии Марьяна Безруких в телепрограмме «Диалог с Олегом Наумовым».
опубликовано: 28-05-2016

 

Олег Наумов: Каждый год в первый день лета мы традиционно отмечаем День защиты детей. К сожалению, практика показывает, что иногда защищать детей приходится от тех, кто по долгу службы находится рядом с ними, призван их учить и воспитывать.  Это школьный учитель.  Уинстону Черчиллю приписываются слова о том, что «школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать». К сожалению, не всегда им хватает мудрости и профессионализма правильно распорядиться этой властью. За последние недели в Интернете появилось сразу несколько скандальных видео, на которых учителя в классе на уроке кричат на детей, унижают и оскорбляют их, иногда даже позволяя нецензурную  лексику. Детские психиатры бьют тревогу: школа делает из детей неврастеников, здоровыми за пороги альма-матер выходит сегодня только треть детей. Наверняка кто-то из вас слышал из уст ваших детей рассказы о том, как «учительница сегодня была злая, кричала и била линейкой, дергала за уши» или что-то подобное. А ведь жестокое обращение с детьми и психологическое насилие – статьи уголовного кодекса. Вы скажете, что учителя повышали голос всегда и с современными детьми по-другому невозможно. Где же грань между нормальной реакцией недовольства педагога и уголовным преступлением? Давайте разбираться.

 

Марьяна Безруких: По характеристике ВОЗ к насилию сегодня относится: унижение, речевые атаки, я не говорю об издевках, о каких-то обидных для ребенка вещах. На самом деле это все, любая палитра негативных реакций, которые проявляет  несдержанный учитель или родитель, является психологическим насилием. Т.е. унижение ребенка, если вы говорите ребенку, что он хуже всех написал контрольную работу, что он делает это хуже всех. Что с ним столько занимались, а он ничего не понимает. Это унижение. Если отчитывают ребенка – это речевая атака. Не дай бог, если ребенка бьют по рукам – это физическое насилие. Если ребенка ставят перед всем классом и говорят, вот посмотрите на Колю он сделал неправильно и вы все должны его осудить. Это насилие. Поэтому педагог понимая, что он наносит вред психическому здоровью ребенка, должен максимально спокойно объяснять любую, даже самую сложную, ситуацию. Пагубное влияние насилия, причем, это не эпизодическое, не один раз в три года, а это ежедневные микрострессы, микроунижения, они очень негативно влияют на когнитивное развитие, не только на психическое состояние ребенка. Они нарушают его психическое и физическое здоровье, они приводят к целому букету психосоматических заболеваний, они разрушают социальную адаптацию ребенка. В общем, это то насилие, которое не проходит бесследно. Это задача родителей: следить за состоянием ребенка, понимать, когда ребенку некомфортно, и обязательно выслушивать жалобы, не отмахиваться от жалоб ребенка, потому что дети просто так не жалуются.

 

Олег Наумов: Если случилось так, что ваш ребенок, приходя из школы, часто рассказывает вам, как учитель кричит, обзывает, Как быть в таких ситуациях родителям? Чью сторону принимать? Правильно  ли поступают те родители, которые всегда принимают сторону педагога и убеждены, что с детьми надо построже, ведь по-другому они не понимают.

 

Марьяна Безруких: Как правило, это родители, которые сами не умеют общаться с ребенком. Не умеют взаимодействовать с ребенком и не имеют влияния на ребенка. Вот они считают в таком случае, что школа должна сделать, то чего не умеют делать они. Именно в этом случае они на стороне учителя, но они теряют при этом ребенка. Родитель, безусловно, в любой ситуации должен быть на стороне ребенка. Это не значит, что он должен оправдывать ребенка, но это значит, что он должен защищать ребенка.

 

Елена Майоркина, педагог-психолог лицея №7 г. Оренбурга:  Я бы посоветовала выслушать ребенка обязательно. Выслушать его эмоции, а после этого необходимо выслушать вторую сторону. Поговорить без предвзятости, без ожидания плохого, с классным руководителем, с учителем непосредственно, потому что, вы знаете, конфликт бывает где-то затянутый, тут очень важно посмотреть ситуацию в целом.

 

Марьяна Безруких: Не идти к завучу и директору, что чаще всего делают родители. Они идут не разговаривать с учителем, а идут к завучу, или директору жаловаться. А идти к учителю не с настроем, ну я сейчас ему все объясню. А с желанием разобраться в ситуации. Оправдания учителю все равно нет. Он не имеет права это делать, но родитель, придя к учителю, должен понять, что произошло. Дети манипуляторы и провокаторы. Они могут довести до белого каления кого угодно и самого спокойного человека. Поэтому нужно разобрать ситуацию. Возможно, извиниться за поведение ребенка. Всякое бывает. В свою очередь учитель обязан извиниться за свое поведение перед родителем. Но если обе стороны встанут в третью позицию и будут кричать друг на друга и выяснять кто не прав, страдать будет ребенок и ситуация не изменится. Т.е. конфликт просто перерастет просто в другую форму и перейдет в другую фазу. В конечном счете, ребенка от этого учителя придется забрать. Вот я хотела бы, чтобы родители заранее это понимали. Что в противном случае им придется забрать ребенка из этого класса, и из этой школы. И я считаю, что в каких-то ситуациях это единственный выход. Разговор с ребенком тоже должен быть очень спокойным, и родители должны выяснить, что произошло. Мы же все прекрасно понимаем, что-то предшествовало этой ситуации. И в этом случае родители обязаны объяснить ребенку границы его возможного поведения. Объяснить ему, что сделал он не так. Но не кричать, не наказывать, не бить ремнем, не выяснять отношения.

 

Елена Майоркина: Сейчас меняется жизнь, меняется общество, меняемся и мы с вами. И школа меняется, и отношение к школе. Родители стали более активными, естественно, они хотят видеть, как проходит процесс воспитания, как проходит процесс общения ребенка в школе с детьми, с учителем, поэтому здесь рекомендация такая: выслушивать обязательно вторую сторону. Это необходимое условие почему? Потому что бывают конфликты настолько эмоциональные, и тут надо решить, помочь. Не просто решить эту проблему. Может она назрела еще раньше. Поэтому здесь необходимое условие: выслушать ребенка, успокоить, чтобы ребенок понял, что вы обязательно ему поможете, как мама, как папа, чтобы он чувствовал поддержку.

 

Олег Наумов: Допустимо ли оправдание такого поведения педагогов низкой зарплатой, большой нагрузкой, профессиональным «выгоранием»?

 

Марьяна Безруких: Профессиональное выгорание, на самом деле, отмечается чаще у тех педагогов, которые не являются мастерами своего дела, Вот я попробую так мягко сказать. Учитель, у которого все получается, при этом я не говорю о любви к ребенку, любовь это вторично. Первично знание, понимание, умение работать. Это квалификация. Вот неквалифицированный педагог будет очень быстро выгорать. Неквалифицированный педагог не имеет табу такого психологического взаимодействия и владения собой. Это главное качество, которое должно быть у педагога. Много лет тому назад я оказалась в Америке в одном американском педагогическом колледже. Посмотрела расписание и увидела, что первый курс, который изучают студенты этого колледжа - аутотрениг.  Я спросила директора, зачем? И директор очень образно объяснил: он показал клен, стоящий за окном, и говорит: когда весь класс стоит на ушах, учитель должен отвернуться к окну, взглянуть на этот клен, внутренне улыбнуться и с улыбкой повернуться к классу. Почему я говорю о квалификации? Потому что умение овладеть своими эмоциями это тоже то, чему учат, и то чему человек может научиться. А оправдание малой зарплатой, усталостью, неприятностями дома, конфликтом с коллегами – это не оправдание. И я уверяю вас, что не один профессионал так оправдываться не будет, где бы он ни работал. В школе, в банке, в офисе – никто не будет так оправдываться. Я думаю, что никто из нас не примет оправдание, если на него накричат в банке, или в магазине, или еще где-то. Он тоже возмутится. Но от педагогов я это оправдание слышу очень часто, к сожалению.

 

Олег Наумов: Когда у учителя возникает конфликтная ситуация с одним из детей, или не получается наладить общение с целым классом, иногда он начинает скандалить, срывается на крик, в общем, ведет себя интуитивно, непрофессионально. Существуют ли правила поведения, протоколы, предписывающие педагогу варианты поведения?

 

Марьяна Безруких: К сожалению, таких протоколов нет, или к счастью. Потому что педагогика – искусство. Искусство возможного. Нет ни одной стандартной ситуации. К сожалению, современных педагогов учат так, как учили 50 лет  тому назад. Практически мало, что изменилось. Технические средства, которыми напичкана сегодня школа, ничего не меняют в технологии обучения. Все остается по-старому. А вот дети другие. Потому что социокультурная ситуация развития современных детей очень изменилась. Но самая большая проблема в том, что мы все понимаем, что дети другие. Но мы не можем сказать, какие. А значит, эффективные меры воздействия, взаимодействия и обучения каждый педагог вынужден искать.

 

Елена Майоркина: Есть у нас алгоритм для того, чтобы снять конфликтную ситуацию, то есть предписано. Бывает так, что на методобъединениях, классные руководители, на педсоветах мы рассматриваем такие темы, естественно. То есть тактичное, правильное поведение педагога – это залог успеха. Само собой и есть рекомендации определенные как себя вести в какой-то назревающей  конфликтной ситуации, просто, чтобы не раздувать какой-то конфликт.

 

Олег Наумов: Есть старинная мудрость: «Прежде чем сказать - посчитай до десяти. Прежде чем обидеть - посчитай до ста. Прежде чем ударить - посчитай до тысячи». Учитесь владеть собой. Впереди лето и самые длинные школьные каникулы. Дети предвкушают долгое ничегонеделание, а большинство родителей хотят, чтобы три летних месяца стали полезными и для физического здоровья, и для умственного развития их детей. Хорошим вариантом летнего отдыха представляется детский загородный лагерь.

 

 

 

Наталья Таскина, директор Оренбургского дворца творчества детей и молодежи: Ребенок в лагере получает здоровье, оздоравливается, ребенок получает хорошее, максимально интересное общение, он учится общаться со сверстниками, учит общаться со взрослыми, причем, как правило это общение не формализовано. Третье, это то, что ребенок становится самостоятельным. Это та самостоятельность, за которую мы сейчас ратуем, говорим, что наши дети должны быть самостоятельными, для того, чтобы потом они были успешными в жизни. Четвертый момент – это эмоции. Не зря говорят, что лето – это маленькая жизнь. И все те эмоции, которые проживает ребенок, все те впечатления, которые он получает на протяжении летней смены, они в течение последующего года помогут ему добиваться каких-то успехов. Еще один момент, почему стоит ребенка отправлять в лагерь – это организация его досуга и отдыха. В лагере есть режим дня, в лагере есть полноценное правильное питание, которое утверждается Роспотребнадзором. Это природа, это посещение каких-то оздоровительных спортивных мероприятий, это и психологическое здоровье.

 

Олег Наумов: Все это общие правила, которые не существуют без исключений. Наверняка есть такие дети, которым лагерь принесет больше вреда, чем пользы, и возможно, таких детей в лагерь лучше вообще не отправлять.

 

 

 

Марьяна Безруких: Если это ребенок, для которого сложны новые контакты со сверстниками, со взрослыми, если он плохо засыпает, беспокойно спит, если у него плохой аппетит, если у него часто меняется настроение, если ему бывает сложно справиться с какой-то бытовой ситуацией, такого ребенка я бы в лагерь не отправляла. Даже если родителям очень хочется, чтобы он как раз в лагере всему этому научился. Лагерь – это ситуация для тех, кто может быстро адаптироваться. Научиться ребенку, которому все это сложно, в лагере практически невозможно,  потому что в первый день уже другая жизнь. Сначала научиться – а потом в лагерь………………

 

Если ваш ребенок контактен, хорошо общается с детьми, со взрослыми, у него хороший аппетит, он активен, он может жить по определенному распорядку, у него есть интересы и тд, и тд, да. Родители должны хорошо понимать и не отправлять в лагерь какой-то левый. Если они не знают, что за люди организовали этот лагерь, как там все организовано. Я думаю, что должна быть какая-то лицензия, департамент образования должен разрешить существование этого лагеря и тд, то есть должны быть документы, родители не должны поверить на слово человеку, который сказал, я  десять детей беру, они у меня все будут ухожены, присмотрены, я научу их рыбу ловить, в волейбол играть и тд.

 

 

 

Олег Наумов:У каждого ребенка первые дни по приезду в лагерь – это адаптационный период. Дети, как правило, начинают проситься домой, и придумывают для этого самые различные причины, вплоть до проблем со здоровьем. Как вести себя родителям, если ребенок звонит из лагеря, жалуется, что ему там плохо, все его обижают, и просит забрать его домой?

 

 

 

Марьяна Безруких: Если этот лагерь не на другом конце страны, конечно, стоит приехать и поговорить. Если до лагеря 20-30 км., конечно, стоит приехать, обсудить, поговорить, успокоить, сказать, что еще день-два, если нет, ну тогда да, тогда уезжаем. А если все-таки через пару дней все равно ребенок плачет и хочет домой, если ему все не нравится…на самом деле, если с детьми разговариваешь, они рассказывают, они объясняют, что конкретно им не нравится, что им сложно. А как правило, детям не нравится то, что им сложно. Если они это преодолеть никак не могут и заставить ребенка 21 или 24 дня быть там, где ему некомфортно, летом, когда

 

Отдых, когда, правда, ему нужно отдохнуть. Они ведь за год устают так,  что у них к концу учебного года просто нет сил. Им очень нужен этот отдых. Очень важен. И родители должны подумать о том, чтобы им этот отдых не испортить.

 

 

 

Олег Наумов: Современный ребенок большую часть своей жизни проводит вне дома: в течение учебного года он ходит в школу, посещает кружки, спортивные секции, а летом уезжает в лагерь, в экскурсионные поездки или в деревню к бабушке.  Несмотря на это, ответственность за физическое и душевное благополучие детей лежит на родительских плечах.  Что нужно делать родителям, чтобы  учеба в школе для наших детей была комфортной, а летний отдых приятным и полезным?

 

Марьяна Безруких: Прислушаться к желаниям ребенка и знать его возможности. Потому что мы очень часто предъявляем к ребенку неадекватные требования,  мы хотим от него того, что он реально не может сделать. Вот если наши желания и наши требования будут совпадать с возможностями ребенка и в процессе учебы и в процессе летнего отдыха, есть надежда, что мы ему не навредим.

 

 

 

Олег Наумов: Когда родители принимают решение отправить свое чадо в летний лагерь, они руководствуются, прежде всего,  тем, что ребенку нужен свежий воздух, солнце и водные процедуры. Кроме этого, большинство детских учреждений имеют насыщенную программу: дети играют в спортивные игры, участвуют в конкурсах, ходят на экскурсии. Да и самим взрослым хочется отдохнуть от родительских забот и обязанностей. Все это очень хорошо и  правильно. Но нельзя забывать, что разлука с родителями, знакомство с новым детским коллективом и педагогами может обернуться для вашего ребенка тяжелым стрессом. Особенно, если он впервые уезжает из дома. Летний лагерь – это серьезный этап взросления ребенка. И каким он станет, большей частью зависит именно от родителей. Поэтому, если вы решили отправить ребенка в лагерь, то постарайтесь заранее учесть ваши требования и желания вашего сына или дочери, чтобы отдых оказался всем на пользу. Старайтесь слушать и слышать своих детей, и тогда, возможно, вы останетесь с ним близкими друзьями на всю жизнь.

 

 

 

ОРЕН-ТВ

 

28 мая 2016г.