Заказ звонка
* Представьтесь:
* Ваш телефон:
Сообщение:
* - поля, обязательные для заполнения
Заказать звонок
Курс валют
Курс валют предоставлен сайтом kursvalut.com
Счетчик

Новости

 


Акция «Ночь музеев» прошла по всей стране. Олег Наумов и куратор выставки к 700-летию Сергия Радонежского, главный научный сотрудник Исторического музея Елена Юхименко в программе «Диалог» телеканала «Орен-ТВ».
опубликовано: 24-05-2014

Олег Наумов: В этом году в России в очередной раз Международный день музеев был отмечен необычной акцией под названием «Ночь музеев». Начало этой традиции в 1997 году положили жители Берлина, онивпервые провели ночь музеев в своем городе. После этого к ним присоединись французы, а спустя 4 года в этой акции уже участвовало более 30 стран Европы и Америки. Акция оказалась особенно популярной у молодежи – идея рассматривать музейные экспонаты в сумраке ночи, да еще и совершенно бесплатно, им показалась заманчивой и романтичной. Надо отдать должное музейным работникам, многие из нихсвой профессиональный праздник провели на работе. В Оренбургском историко-краеведческом музее, например, целую программу разработали: в этот день посетители могли побывать на театрализованных представлениях и костюмированных экскурсиях, в творческих мастерских можно было своими руками сделать игрушку или отчеканить старинную монету,  побывать на концерте русского романса. Государственный исторический музей принимает участие  в акции «Ночь музеев» уже не первый год. В этот раз посетителей особенно привлекла работающая в эти дни  выставка к 700-летию Сергия Радонежского. Мы беседуем с куратором выставки, главным научным сотрудником Исторического музея Еленой Юхименко. Елена Михайловна, на ваш взгляд, зачем нужны музеи?

 

Елена Юхименко: Музеи нужны прежде всего как хранители памятников. И эта функция сохранения нашей истории в вещественных памятниках – она главная. А за ней идет функция просветительная, поскольку любое общество нуждается в просвещении, а наше может быть особенно нуждается, потому что как-то мы быстро забываем уроки своей истории и «ленивы и нелюбопытны», как писал Пушкин, хотя в последнее время достаточно широкое посещение и интерес существует, третья функция музея – это изучение того, что хранится, потому что все приобретает и раскрывает свой смысл только тогда, когда это становится в общеисторический контекст, когда глубоко понимается идея создания памятника, его связи с окружающими одновременными предметами, его традиции дальнейшие. Вот такие три кита, это то, на чем стоит музейное дело.

 

Юрий Комлев, директор Оренбургского областного музея изобразительный искусств:  Для чего нужен музей? Музей – это хранитель, хранитель культурного кода, т.е. это ДНК нации. В музеях собирается все лучшее и передается из поколения в поколение. Некоторые сегодня сравнивают музей с банком, да, это банк. Хранятся ли в музеях деньги? И деньги хранятся. Но в музеях социальная значимость намного больше, чем в банках, и это самая главная составляющая.

 

Олег Наумов: Опрос общественного мнения выявил, что  больше половины респондентов любят ходить в музеи. Наибольший интерес у россиян вызывают исторические, краеведческие музеи  и музеи изобразительных искусств.

 

Юрий Комлев, директор Оренбургского областного музея изобразительный искусств: Для нашего музея, то количество посетителей, которое приходит к нам – это достаточно много. В основном, 70% - это все-таки детская аудитория. Это школьники, студенты, которые приходят к нам в музей и знакомятся с самыми лучшими произведениями оренбургских художников, мировых художников.  И  очень жаль, что не все жители Оренбурга знают, что в нашем музее, в нашем славном городе есть произведения Айвазовского, Шишкина, Саврасова. Почему-то думают, что это только в Москве и в Петербурге, каких-то центральных городах.

 

Олег Наумов: Как вы считаете, насколько эффективна акция «Ночь в музее» для привлечения молодежи?

 

Елена Юхименко: Она, безусловно, привлекает молодежь, мы это знаем и на своем опыте, у нас очень востребована наша экспозиция, и те мероприятия, которые музей приурочивает к этой акции. Действительно, люди приходят, только хочется надеяться, что они, придя в первый раз в «Ночь музеев», так заинтересовались, что пришли потом и днем, более внимательно изучили экспозицию, приобрели бы какие-то книги, глубже бы познали нашу историю, чтобы это не была какая-то одномоментная акция, а чтобы это был толчок к серьезному погружению в нашу историю и приобретение какого-то исторического, нравственного опыта. Все-таки история – она все расставляет по своим местам, у нас есть безусловные герои нашей истории, и они должны служить образцом и для современности.

 

Юрий Комлев, директор Оренбургского областного музея изобразительный искусств: В эту акцию «Ночь музеев» мы работали до полуночи, проводили много мероприятий, помогали наши друзья, партнеры. И на прилегающей территории возле музея каждый мог сделать себе небольшой портрет, аквагрим, порадовать себя какими-то мелкими сувенирами ручной работы. В нашем музее, в одном из первых учреждений внедрена зона бесплатного интернет, то есть каждый желающий может прийти в музей или даже не заходить в музей, а сесть на ступеньки. И спокойно поработать, получить какую-то интересующую его информацию.

Ну и конечно, это так называемое штрих-кодирование произведений, картин, которые представлены в нашем музее. Данная инновация дает возможность использовать музейный аудиогид, то есть каждый посетитель может индивидуально подойти со своим телефоном, считать этот штрих-код и потом ходить по залам слушать экскурсию.

 

Олег Наумов: Выставочный зал, в котором мы беседуем с Еленой Юхименко, посвящен преподобному Сергию Радонежскому. Он родился в 1314 году в Ростовском княжестве. Монах Русской церкви, основатель Троицкого монастыря, преобразователь монашества на Руси, Сергий Радонежский необычайно много сделал для Русской церкви и для государства. Подготовкой к празднованию 700-летия со дня рождения одного из самых почитаемых в России православных святых, преподобного Сергия Радонежского, была занята  специальная рабочая группа при президенте Российской Федерации. Свидетельствует ли это о том, что это событие имеет государственное значение?

 

Елена Юхименко: Безусловно, конечно, это государственное значение, поскольку это фигура государственного была масштаба, и все 7 столетий, прошедших с того года, свидетельствуют о том, что память о Сергии все время жила в нашем народе. И конечно этот юбилей – такой прекрасный повод еще раз вспомнить о преподобном Сергии, об истории Троице-Сергиевой лавры и как-то наши духовные основы сделать более актуальными.

 

Олег Наумов: Почему Сергия Радонежского называют «игуменом земли русской»?

 

Елена Юхименко: Это связано с той позицией, которую занимал сам Сергий в трудное для Руси время, когда ордынские полчища подступали к центральным районам, к Московскому княжеству. В этой тяжелой ситуации преподобный Сергий стал выше над какими-то сиюминутными интересами отдельных князей и занял общерусскую позицию, он благословил князя Дмитрия на Куликовскую битву, он умирял князей и рязанских, и нижегородских, тем самым много способствовал собиранию русской земли и ее восстановлению после ига.

 

Олег Наумов: Сергий Радонежский – это фигура  историческая, но вместе с тем мифологизированная. Или нет?

 

Елена Юхименко: Знаете, особой мифологизации здесь нет. Самый известный и сейчас широко вспоминаемый эпизод благословения Дмитрия Донского, сам факт этого благословения – он не вызывает сомнений, поскольку это написано  в древнейшем житии, и Епифания премудрого, и Пахомия серба, что Сергий благословил князя на эту битву. Но сама форма этого благословения: приезжал ли князь к нему в монастырь, выезжал ли Сергий ему навстречу – это неясно и вряд ли может быть прояснено, но сам этот факт – он непреложен.

 

Олег Наумов: Расскажите о наиболее  ценных экспонатах вашей выставки?

 

Елена Юхименко: Надо сказать, что это первая такая монографическая большая экспозиция, посвященная обители преподобного Сергия, его собственной жизни, его почитанию. И здесь представлены настоящие реликвии. Здесь представлен служебник преподобного Сергия, служебник и Евангелие его ученика преподобного Никона Радонежского. Это рукопись конца 14-го, начала 15-говека. Уникальные рукописные книги на пергамене того же времени, даже немного раньше, которые показывают нам ту монастырскую культуру, которая воспитала и Сергия, и его учеников. Те книги, которые, безусловно, читал и сам преподобный, тексты, которые он пропустил через свою душу. Здесь есть широкий изобразительный ряд: виды Лавры, произведения литографической мастерской, которая существовала в Лавре для паломников в 19-м веке, когда обновлялась память о Сергии и тиражировались многочисленные лубки с изображением его лика и с эпизодами его жития. Из таких ранних памятников отметим шитый иконостас второй четверти 15-го века. Это редчайший памятник лицевого шитья, тут ценно то, что здесь есть изображение преподобного Сергия в ряду преподобных. Также уникальная икона из нашего собрания – это богоматерь на троне с предстоящим Сергием Радонежским, это первая треть 15-го века, то есть это близко ко времени прославления Сергия и обретения его мощей. Икона из Успенского собора Московского Кремля конца 15-го века – это тоже один из ранних житийных образов. Из раритетов можно назвать и рукопись, принадлежавшую игумену Дионисию Радонежскому, рукопись, принадлежавшая Иосафу, митрополиту Московскому, документы уникальные 15-го века, которые свидетельствуют о большом почитании Сергия и его обители в это время. Это все жалованные и вкладные грамоты.

 

Олег Наумов: Книги, рукописи, иконы, которые здесь представлены, им сотни лет. Что делается  музейными работниками для сохранения всех этих экспонатов?

 

Елена Юхименко: Делается все возможное, безусловно. Прежде всего, это условия хранения для каждого вида материала они свои и это все соблюдается. Реставрируются памятники. И даже когда они экспонируются, тоже соблюдаются определенные условия освещенности, влажности, и поэтому мы можем видеть, что не такое яркое освещение, как хотелось может быть многим   посетителям, но это необходимо для сохранения древнейших памятников.

 

Олег Наумов: В советское время боролись с религией, вера в Бога вытравливалась из сознания людей, разрушались храмы. Как удалось все-таки сохранить такое большое количество экспонатов, как они смогли пережить советское время?

Елена Юхименко: Все-таки эти памятники являются памятниками не только церковного круга. Эти памятники были предметами коллекционирования еще в дореволюционную эпоху. И наш музей, образованный в 1872 году и комплектовавший свои фонды до революции, он и сам покупал эти предметы на торгу и у частных лиц, дарились и приобретались целые коллекции. По большей части здесь представлены памятники, которые давно в нашем собрании и трагические революционные годы, в которые действительно очень много погибло памятников культуры, основного массива памятных предметов они не коснулись.

 

Олег Наумов: Часто говорят: «Без знания прошлого нет настоящего». Что означает эта фраза для вас?

 

Елена Юхименко: Собственно, вот это прошлое – оно есть мое настоящее, потому что я тут работаю, я постоянно имею дело с древними памятниками, и к ним уже вырабатывается особое отношение, они просто как родные.

Может, стоит немножко развернуть эту проблему к человеку, что все-таки из истории надо какие-то нравственные уроки извлекать. Если общество и отдельные люди эти уроки будут для себя извлекать, так в новых условиях (мы же знаем, что ничего не повторяется) они будут принимать решения, опираясь на этот нравственный опыт поколений, и это будет их внутреннее движение. Не слепое копирование прежних образцов, а что-то более органичное и более адекватное событиям.

 

Олег Наумов: Для меня фраза «Без знания прошлого нет настоящего» означает, что невозможно построить сегодняшнюю жизнь, не зная свою историю, не извлекая из нее уроков, не учитывая опыт поколений живших в России, в том числе и трагический опыт. 700-летие преподобного Сергия Радонежского  еще раз напоминает нам об этом. По слову русского историка Василия Ключевского, «при имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое...». Сергий Радонежский – не только основатель Троице-Сергиевой Лавры, ставшей духовным и культурным центром Московских земель. Он стал учителем для многих прославившихся русских святых, основавших впоследствии на Руси свыше 150 монастырей – источников просвещения и нравственного очищения. Он был наставником русских князей, направлявший их политику на единение Руси. Вспоминая преподобного Сергия, мы пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими историческими личностями. От того, как мы сохраним это завещание, во многом зависит наше будущее.

 

«ОРЕН-ТВ»

 

24 мая 2014 г.