Заказ звонка
* Представьтесь:
* Ваш телефон:
Сообщение:
* - поля, обязательные для заполнения
Заказать звонок
Курс валют
Курс валют предоставлен сайтом kursvalut.com
Счетчик

Новости

 


21 мая исполняется 90 лет со дня рождения писателя Бориса Васильева. Олег Наумов и кандидат филологических наук Владимир Карнюшин беседуют о жизни и творчестве писателя в программе «Диалог» телеканала «ОРЕН-ТВ».
опубликовано: 17-05-2014

Олег Наумов:  "А зори здесь тихие", "Офицеры",  "Не стреляйте в белых лебедей", "Завтра была война". Названия этих произведений, знакомых большинству наших зрителей, объединяет имя автора – писателя Бориса Васильева. 21 мая исполняется 90 лет со дня рождения писателя. До своего юбилея он не дожил всего один год. Творческое наследие писателя   велико: 12 томов прижизненного собрания сочинений, многочисленные сценарии фильмов, театральные постановки. В Китае, некоторых восточноевропейских странах его произведения входят в обязательную школьную программу. И это не случайно, они интернациональны по сути, поскольку поднимают вечные проблемы совести, долга, нравственных исканий. И одновременно, книги Бориса Васильева глубоко национальны. Писатель в 17 лет в 1941 году ушел на фронт и темы правды о войне, трагедии на войне, в его произведениях звучат особо пронзительно.

С кандидатом филологических наук Владимиром Карнюшиным, который вот уже много лет занимается изучением биографии и творчества Бориса Васильева, мы встретились на берегу Днепра у «Соловьевой переправы» - это место очень символично не только для жителей Смоленска, но и для всей России.

 

Владимир Карнюшин: «Соловьева переправа» в истории Великой Отечественной войны  играет очень важную роль. Здесь каждый сантиметр полит кровью наших советских людей. И это место неслучайно, потому что в своих воспоминаниях Борис Львович Васильев пишет, что первое свое окружение во время Великой Отечественной войны, он здесь выходил из окружения. Вот поэтому мы на «Соловьевой переправе»…..

 

Галина Кузовчикова, директор Кардымовского музея: Был здесь перевоз, паромная переправа, на которой переправляли на другую сторону, и продолжался путь дальше. В свое время через Соловьев перевоз проходили и поляки, и литовцы, французы. Но свою такую большую известность «Соловьева переправа» получила в 1941 году во время Великой Отечественной войны. 10 июля 1941 года немцы подошли к Смоленску, и началось Смоленское сражение. С 15 июля Смоленская область практически была в окружении  и один-единственный коридор шириной 10 км – это наша «Соловьева переправа», где были наведены 5 основных переправ и несколько таких, которые постоянно делались. Через эту дорогу жизни, нашу «Соловьеву переправу» шло снабжение как армий воюющих, а также отступало мирное население, эвакуировались учреждения. На «Соловьевой переправе» по официальным данным погибло 50 тысяч, по неофициальным – 100 тысяч наших солдат. Сколько мирных жителей погибло здесь – никто никогда не считал.

 

Олег Наумов:  Местные жители говорят, что в 41-ом, вода алая от крови, пролитой здесь, текла до самого Смоленска. На «Соловьевой переправе» сражались солдаты и офицеры со всей страны, поэтому было принято решение о  создании здесь мемориального воинского комплекса, где каждый регион России сможет на Аллее Славы создать свой памятник.

Владимир Борисович, вы давно изучаете творчество Бориса Васильева. Почему именно этот писатель привлек Ваше внимание?

 

Владимир Карнюшин: Я ведь к Васильеву пришел не тогда, когда прочитал «А зори здесь тихие…»… Мне понравилось высказывание одного журналиста, который сказал, чтоесли бы Борис Львович написал бы только одну повесть «А зори здесь тихие…», он бы был классиком русской литературы. Это действительно так. А я пришел к нему по другим произведениям. Это «Завтра была война», «Жила-была Клавочка»,  это «Суд да дело», это «Неопалимая купина». И когда я читал эти произведения, мне показалось, что он же написал о тех людях, которые живут рядом. Которые соседи по лестничной клетке, с которыми постоянно общаешься, понимаете, чем проще человек, тем глобальнее и сложнее проблемы поднимаются. И самая актуальная проблема, которую поднимает в своих произведениях Васильев – это проблема добра. Казалось бы, просто, в Библии – вот оно добро, вот зло. А как оказывается в нашем мире непросто быть добрым человеком. А как оказывается в нашем мире сложно делать добрые дела.

 

Олег Наумов: В разгромленном в годы войны Смоленске практически не осталось зданий, связанных с писателем. Вот Успенский собор, который настолько поражает своей красотой и величием, что ни французы, ни немцы не решились его разрушить. За собором находится район Покровки, там жила семья Бориса Васильева. А это здание школы, в которой учился будущий писатель. Рядом дом с часами, под которыми происходили первые свидания. Смоляне чтут память о своем знаменитом земляке. К юбилею на здании школы появится памятная доска, а рядом в сквере будет установлен бюст писателя. Книги Бориса Васильева читают и любят во всем мире. Вы уже упомянули произведение «А зори здесь тихие…» - наверно, это самое известное произведение. Почему именно о войне он писал так пронзительно точно?

 

Владимир Карнюшин: Почему военная проза, почему Васильев начал писать, заниматься своим творчеством с произведений о войне? Почему «А зори здесь тихие…»? потому что Борис Леонидович сам прошел войну. Он же ведь 17-летним подростком попал на фронт. Он попал на фронт 8-го июля 41-го года уже под бомбежку, под Красным, у нас здесь, на Смоленщине, и ушел в леса, и бродил там долгое время. Собственно говоря, если мы посмотрим на сюжет «А зори здесь тихие…» - это как раз сюжет, взятый из его военной биографии. Написано простым языком и так понятно о такой простой истории: 5 девочек, которые погибли на войне. Проще не было бы, если бы он взял в  сюжет мужчин.  Тогда было бы понятно, мужчина должен гибнуть во время войны, но почему должны гибнуть женщины? Цель, которую преследовал Васильев, была вдругом, показать, что у войны не женское лицо. У женщин совершенно другое предназначение – это продолжать человеческий род. В чем значение Васильева, в том, что так сентиментально, так пронзительно, так романтично в наше  время о войне, да и о современности мало кто писал.

 

Олег Наумов: Борис Васильев имел дворянские корни, но в советское время  вынужден был быть коммунистом, литературное направление, в котором он работал, называлось социалистическим реализмом.  Как он воспринял новую посткоммунистическую эпоху?

 

Владимир Карнюшин: Он долгое время занимался общественно-политической деятельностью. Он был депутатом первого съезда советов,    и долгое время занимался общественной работой. И как-то ушел от литературы, но не перестал быть замечательным, добрым человеком. И поэтому он, выбрав такой путь, пошел дальше. Но в какой-то момент он понял, что если заниматься политикой очень долго, то кроме нервного напряжения и потери здоровья ничего это не принесет. Он перенес два инфаркта, бросил заниматься политикой, и вообще ушел в себя, ушел от общества, дистанцировался от той ситуации, которая происходила в стране, и уехал в Солнечногорск, и ни политикой, ни современностью он не занимался. Я у него спрашивал: «Борис Львович, а почему вы ничего не пишете о современности?» Он мне сказал такую фразу, которую я сначала не очень понял: «Современность меня больше не интересует. Я занимаюсь историей». И в конце своей жизни он занимался изучением древнерусской истории и выпустил шесть замечательных томов об истории Древней Руси, которая начинается с романа «Вещий Олег».

 

Олег Наумов: По произведениям Васильева  и по его сценариям вышло много кинофильмов. Расскажите об этом: Борис Васильев и кинематограф.

 

Владимир Карнюшин: Я, например, знаю историю съемок фильма «Я русский солдат» по произведению «В списках не значился». Изначально Борис Львович согласился написать сценарий, и написал этот сценарий, но когда увидел то, что происходит на экране, он попросил режиссера снять его с авторов сценария. И когда его спросили, почему, он сказал: я не писал бестселлер, я не писал боевик, я писал совершенно другое произведение. Если мы посмотрим фильм, это действительно не то, что пытался донести до нас Борис Львович. А что пытался донести до нас Борис Львович? Совсем молодой парень, юный, 19-летний, только что закончил училище, он в списках не значился, он даже не успел записаться в воинской части, в Бресте. Он пришел в три часа ночи, ему сказали, сейчас полчетвертого мы начнем поднимать комсостав, вот тогда придете, мы вас запишем. А двадцать минут четвертого началась бомбежка Брестской крепости. Он в списках не значится. Он может уйти, отказаться, отвернуться – его никто не осудит, но он сам, не кто-то свыше, а он сам лично дает себе приказ стоять насмерть. Вот здесь Родина моя, вот здесь я буду ее защищать. Вот что собирался донести Борис Львович до молодого поколения. Почему мы выстояли в этой страшной войне? В том числе и потому, что были такие герои, как Коля Плужников. Другие фильмы по сценариям Бориса Львовича, он с удовольствием работал в свое время со Станиславом Ростоцким, он с удовольствием работал с Юрием Карой, который снимал фильм «Завтра была война», причем, это студенческая работа, дипломная, и когда Юрий Кара искал исполнителей для главных ролей, и он предложил Алентовой, предложил Никоненко, так вот он предложил им сценарий и сказал, у меня нет денег, я студент, это дипломная работа. Они, прочитав сценарий, тут же на следующий день согласились играть в этом фильме бесплатно, потому что настолько сюжет повести потряс их сознание.

 

Олег Наумов: Вы были знакомы с  Борисом Васильевым, каким он был человеком?

 

Владимир Карнюшин: Он знал себе цену, он знал, насколько он нужен людям. Он умел предугадывать многие вещи. И что меня всегда поражало – у него был пронзительный взгляд. Когда он смотрел и с тобою беседовал, такое ощущение создавалось, что он заглядывает в самые дальние уголки твоей души, и смотрит: чего человек стоит, хороший человек или плохой, нужно с тобой откровенно разговаривать или нет.

 

Олег Наумов: Вы стали инициатором создания школьного музея, посвященного памяти Бориса Васильева. Расскажите, как он создавался и будет ли его продолжение  в Смоленске?

 

Владимир Карнюшин: Ценность музея в двух вещах: чтобы туда шли люди, смотрели экспонаты, и чтобы этими экспонатами кто-нибудь занимался. Если это будет, то это будет замечательно. Почему школа была выбрана, потому что мне было просто удобно, потому что я директором школы работал и там создал этот музей. Но зная уровень, масштаб личности Бориса Львовича, я глубоко убежден, что музей должен находиться  каком-то отдельном помещении, в каком-то отдельном здании, чтобы удобно было и людям, чтобы мы видели. Понимаете, личность Бориса Львовича  достойна того, чтобы смоляне сделали ему отдельный музей.

 

Олег Наумов:   В школьном музее писателя Бориса Васильева представлены экспонаты о его жизни и творчестве, собранные стараниями Владимира Карнюшина. Родословная дворянского рода Алексеевых, по материнской линии писателя. Изображение прапрапрадеда писателя генерал-лейтенанта Алексеева, героя войны 1812 года.  Фотография дворянского рода Васильевых. Отец писателя, офицер в царской армии,  затем служил в Красной армии. Был репрессирован, сидел в одной камере с генералом Рокоссовским, вместе с ним и благодаря ему, был освобожден, воевал. Другие стенды посвящены творчеству писателя. Пятитомник в редакторской правке Бориса Васильева. Рукопись сценария фильма «Аты-баты, шли солдаты…». Личные вещи писателя. Последняя его фотография с женой Зорей Альбертовной. Вы очень тепло вспоминали о его жене – Зоре Альбертовне. Какое место занимала она в его жизни?

 

Владимир Карнюшин: Они прожили вместе более 65 лет, у них, к сожалению, не было своих детей родных, и всю свою любовь они отдавали друг другу. Интересный такой момент, он ее называл «Начальник штаба», потому что все вопросы, которые возникали, он говорил: «К начальнику штаба. Как она скажет, так и будет». И если мы посмотрим «Завтра была война» Искру Полякову, то в этом образе прописана Зоря Альбертовна, супруга Бориса Львовича. Она редактировала его произведения, причем делала это очень профессионально. Дело в том, что Зоря Альбертовна долгое время проработала выпускающим редактором знаменитой передачи, которая выходила по ЦТ, вела ее Валентина Леонтьева, она называлась «От всей души». Более 20 лет она отработала там, и опыт редакторский помогал Борису Львовичу и ей в их работе. А жили они вместе замечательно. Достаточно сказать, что Зори Альбертовны не стало в январе 2013 года, он не смог пережить ее много и в марте, через полтора месяца он тоже скончался. Я часто вспоминаю его повесть «Не стреляйте в белых лебедей». Лебединая пара жить друг без друга не может. Если погибает один, то второй погибает тоже.

 

Олег Наумов: Вопрос: «С чего начинается Родина?» – подразумевает простейший ответ: с уважения к истории своего народа вообще и к своим родителям в частности. Это стало решающим в формировании  мировоззрения писателя. Борис Васильев  писал: «Меня воспитывали еще по старинке, как это было принято в провинциальных семьях русской интеллигенции, почему я, безусловно, человек конца XIX столетия. И по любви к литературе, и по уважению к истории, и по вере в человека, и по абсолютному неуменью врать...». Именно за правдивость и искренность любят его книги, которые переведены на многие языки и известны во всем мире.  В последние годы Борис Васильев много писал на исторические темы: «Вещий Олег»,  «Князь Ярослав и его сыновья»,   «Скобелев»,   «Ольга – королева руссов».   Но его наследие – это не только его книги, сценарии, театральные пьесы. Это ещё и то, как он жил. Он был вполне гармоничен с тем образом писателя, который возникает при чтении его книг. Он был достойным человеком. Именно за высокие человеческие качества он был отмечен премий имени Сахарова "За гражданское мужество", премий "За честь и достоинство". В нём присутствовал внутренний свет.  И этот свет помогает нам жить.

 

«ОРЕН-ТВ»

 

17 мая 2014 г.