Заказ звонка
* Представьтесь:
* Ваш телефон:
Сообщение:
* - поля, обязательные для заполнения
Заказать звонок
Курс валют
Курс валют предоставлен сайтом kursvalut.com
Счетчик

Новости

 


Олег Наумов и глава администрации города Оренбурга Евгений Арапов обсуждают проблемы развития города в программе «Диалог» телеканала «ОРЕН-ТВ».
опубликовано: 21-12-2013

 

 

Олег Наумов: В этом году оренбуржцы отпраздновали 270-летие родного города. Оренбург - город с трудной и интересной историей. Построенный почти три века назад как крепость для защиты юго-восточных границ России, он переживал разные времена: были и периоды взлета, и времена забвения и упадка. Сегодня - это  крупный промышленный центр,  транспортный узел, административная столица Оренбургской области. Управление городом осуществляется местными органами власти, которые не входят в систему государственной власти. Местное самоуправление – обязательный компонент демократического государственного строя, принципы которого закреплены в Конституции РФ и в федеральных законах. Оно реализуется самим населением через свободно избранные им представительные и исполнительные органы. Три года назад в Оренбурге  была введена новая форма управления, когда глава города одновременно председательствует в городском совете, а управляет городским хозяйством, нанятый по контракту сити-менеджер, или глава администрации. Насколько эффективна эта система управления?

 

Евгений Арапов: Если бы вы мне задали этот вопрос года два назад, когда я проработал год, я бы сказал, что все плохо. Система неэффективна, управленческие решения принимать невозможно, результатов добиваться невозможно. Но проработав три года, могу сказать, что работать можно. Если есть желание работать. И решения управленческие можно принимать, и результатов можно добиваться. Хотя конечно учитывая, что полномочия главы города и главы администрации на федеральном уровне никак не разграничены, то конечно существует дублирование некоторых функций. Иногда с Ю.Н. Мищеряковым мы один и тот же вопрос решаем параллельно. Но благо у нас находится разум, и мы такие ситуации стараемся моментально улаживать.

 

Булат Калмантаев, политолог: Сити-менеджерство, когда на хозяйство города ставится наемный человек, управленец, эта практика, показавшая свою эффективность там, где есть традиции, то имеющие очень большое укоренение. Мне показалось, перенимать этот опыт нам или рановато, или нет необходимости. Особенно в переходный период, когда это вызывает и небеспричинно, трения в управлении городом. Стоило ли городить сити-менеджерский огород в Оренбурге, для меня это вопрос, ответа на который я не вижу. Ну, если бы тот же сити-менеджер служил  одним из заместителей мэра, и работал бы в режиме оперативного управления, то наверно, получилось бы не хуже, а может и лучше.

 

Олег Наумов: Для горожан часто бывает не очень понятно, чем должен заниматься городской совет как власть представительная, законодательная, и чем должен заниматься глава администрации, то есть власть исполнительная? Как удается вот это все решить, чтобы контроль со стороны совета был, и вы понимали, что это их функция, и в то же время, чтобы они не вмешивались в работу исполнительного органа?

 

Евгений Арапов: До идеала, конечно далеко в этих взаимоотношениях, но мы достаточно часто проводим совещания, мы пытаемся какие-то вопросы решать до того, как они превратятся в глобальную проблему, но полномочия администрации города для меня понятны. И если я вижу по некоторым социсследованиям, что доверие к администрации выросло за последний год на 15%, значит, мы на правильном пути. И те полномочия, и ответственность, которые возложены на администрацию города, мы исполняем. У администрации города право законодательной инициативы отсутствует. Поэтому мы обращаемся в горсовет, отрабатываем тот или иной вопрос и пытаемся его решить. Что-то получается, что-то не получается. Что-то выше полномочий и возможностей городского совета. Например, вопрос, который мы уже три года пытаемся решать – это о транспортном обслуживании населения. Навести полноценный порядок  в транспорте невозможно без наличия четкой законодательной базы, а закон в Госдуме лежит уже шестой или седьмой год. Он прошел первое чтение, но так там и остался, хотя в нем абсолютно все расписано. И если бы его приняли, все вопросы о том, как сделать работу транспорта лучше были бы решены. Там было бы четко все расписано, кто и чем должен заниматься, и у кого какие полномочия в части контроля за пассажироперевозками.

 

Максим Щепинов, депутат Оренбургского городского совета:

Я считаю, что предыдущие депутаты городского совета допустили стратегическую ошибку, когда население города Оренбурга было лишено права выбирать на прямых выборах главу города Оренбурга и внесли вот эту непонятную сумятицу и неразбериху, когда у нас два главы: глава города и глава администрации и непонятно, кто за что отвечает. Вроде бы высшее должностное лицо города – это глава, но всеми финансами распоряжается глава администрации, а значит и реальная власть находится у него. 

 

Олег Наумов:   Уровень доверия к городским властям в России в последние годы, как правило,  низкий. Городской администрации Оренбурга в этом смысле удалось стать исключением: уровень одобрения их деятельности среди населения в этом году повысился на 15%, и сегодня половина горожан одобряют и поддерживают  работу администрации. Насколько вы доступны горожанам? Когда у человека появляется какая-то идея, предложение, жалоба?

 

Евгений Арапов: Я открыт максимально. Более того, я еще два года назад создал муниципальную приемную, телефон 30-40-40, куда можно дозвониться и где вопросы не только фиксируются, но и происходит определенный анализ, как этот вопрос решить, или почему он не решается оперативно. Понятно, что есть расписание приема граждан. Иногда я даю свой сотовый телефон. Я бы его раздал всем, но тогда я просто не смогу работать, но иногда я делаю исключение, особенно для людей пожилого возраста, когда чувствую, что человек нуждается в помощи. Но не должно все зацикливаться на главу администрации. Есть мои заместители, есть начальники управлений и комитетов. Если все будет зависеть только от главы администрации, то полноценной работы не получится. Кроме этого существует еще электронная площадка, куда может выйти любой пользователь интернета и задать свой вопрос, это происходит достаточно часто, и мы этим пользуемся.

 

Олег Наумов: Кроме тех проблем, которые должны решаться на уровне областного законодательного собрания, на уровне парламента страны, есть ли вопросы рамках вашей компетенции, которые вам не удается решить?

                                 

Евгений Арапов: Таких проблем много, и если у нас что-то не получается, на это есть объективные и субъективные причины. Мне не очень приятно, что ряд вопросов мы не решили. Например, по доступной среде. Создать доступную среду для лиц с ограниченными возможностями – это просто необходимо. Но иногда у нас это не получается. Есть на это объективные причины – это просто нехватка денег. И есть субъективные, когда мы проводим конкурс, строим подземный пешеходный переход, и оказывается, что надо купить самую дешевую лифтовую кабину, то ее делают только на территории РФ. Но когда я пробую на ней поехать, то понимаю, что я, здоровый человек, и то в затруднении. А что говорить о человеке, который находится в инвалидной коляске.

 

Олег Наумов: Какими управленческими решениями или решениями, каких проблем вы уже сейчас можете гордиться?

 

Евгений Арапов: Любое управленческое решение тогда считается эффективным, когда от этого выигрывают все. Все население Оренбурга. Прежде всего, это экологические вопросы. О мусорном заводе говорили много и говорили последние двадцать лет. И когда я только приступил к решению этого вопроса, то столкнулся с большими проблемами. Я понял, что изыскивать какие-то инвестиции во внешней среде нецелесообразно и невозможно. Все иностранные делегации, которые к нам приезжали и предлагали какие-то проекты по мусорному заводу, требовали одного – дайте нам гарантий, что к нам привезут мусор, и мы будем его перерабатывать и утилизировать. Такие гарантии ни на законодательном уровне РФ, ни тем более муниципалитет, никому дать не могли. И тогда я начал искать резервы во внутренней среде, то есть привлекать инвесторов наших, оренбургских. Непросто было собрать все 15 разрозненных ООО, которые только зарабатывали деньги, но не вкладывали ничего в развитие отрасли. В итоге это получилось. В этом году ассоциация, которую мы создали, перевозчиков ТБО, представила и проект, и план дальнейших инвестиционных решений. В декабре этого года должны завершиться работы по первому этапу – это строительство участка мусоросортировки. 4 тысячи кв. метров. И что приятно отметить, что все эти 4 тысячи кв. метров освобождены от мусора, и весь завод строится на земле бывшего полигона. Более того, мы решаем множество задач по экологии не только на территории свалки, но и в городе. Это и новая техника,  и новые мусорные контейнерные площадки и т.д.

  

Олег Наумов: Бюджет города ограничен. Система бюджетирования в РФ такова, что в городе остается не очень много денег. В то же время есть социальные, жилищные проблемы и много других проблем. Как удается решать в городе проблему инвестиций? Откуда вы привлекаете новые средства  для того, чтобы город развивался?

 

Евгений Арапов: Чтобы жизнь в городе шла вперед, одним бюджетом обойтись невозможно. Но инвестиции ведь разные бывают. Например, инвестиции в безопасность. Вот классический пример, когда с 2008 года жители зауральной части города жили без постоянного территориального участка полиции, то есть там находились какие-то дежурные экипажи, но жителю прийти со своим вопросом в полицию было некуда. Надо было садиться в автобус, куда-то ехать и там решать свои проблемы, связанные с безопасностью проживания. Я пошел в бизнес к руководителям предприятий. И начал объяснять, зачем городу нужны деньги и на что. И что приятно, меня услышали. Мы построили шикарный территориальный участок полиции за Уралом, и теперь там постоянно находятся 15 полицейских, и я уверен, что с криминогенностью в Зауральной части будет намного лучше, но это относительно небольшие инвестиции, хотя и в очень нужную сферу – безопасности. Если говорить о каких-то больших, можно гордиться тем, что еще в 2006 году мне удалось взять беспроцентный кредит в банке реконструкции и развития. Мне тогда казалось, что мы немножко сумасшедшие. Не верилось. Но спустя почти 8 лет у нас получилось. Мы вошли в десяток городов, которые привлекли кредит международного банка – это1 миллиард 198 миллионов рублей, и я уверен, что к 2016 году мы строительство водозабора завершим. Это 100 тыс. кубометров воды в сутки. Для сравнения – это в половину больше той воды, которая сейчас подается в город. Неплохо мы там отработали и этим можно гордиться. Еще я бы привел очень интересный пример, когда именно муниципалитет создает условия, чтобы бизнес вкладывал средства. Это транспортная проблема, проблема пассажироперевозок. Мы создали условия, провели конкурс, наши перевозчики стали заключать договорные отношения на три года, и у них появилась возможность вкладывать. Вкладывать в подвижной состав. Из 180 перевозчиков на период 2010 года сейчас на рынке осталось 18. Это достаточно твердые, уверенные в себе и они приобрели только за 2012 год подвижного состава на сумму более 400 миллионов рублей. Я понимаю, что это не большие автобусы, это пазики, но это новые автобусы. Пока мы находимся в такой стадии. Но я уверен, что со временем и закон примется, и у нас будет возможность создавать такие условия, чтобы инвесторы, которые работают в сфере пассажироперевозок, приобретали большие автобусы.

 

Денис Минаков, главный редактор издания \"Финансово-экономический бюллетень\": Поймите правильно, это не вопрос привлекательности города для инвестиций, это вопрос привлекательности отдельного сегмента, и при этом этот сегмент сам по себе коммерчески интересен. То есть это не инвестиционный проект в чистом виде, когда мы понимаем, что есть некая площадка и люди приходят сюда с деньгами, потому что здесь созданы некие условия. В этом случае можно назвать инвестициями строительство детских садов в городе. Есть в этом необходимость, поэтому это строится. Инвестиции в каком-то роде – да, но не в том, в котором мы подразумеваем. То есть не экономически обоснованные инвестиции, это скорее социальные инвестиции.

 

Булат Калмантаев, политолог: Инвестиционная привлекательность тоже может быть стратегической задачей. Пока же я вижу, как инвесторы потихонечку из города уходят. Я только не думаю, что это городская проблема, и я не сказал бы что эта проблема, возникшая в связи с переменами в управлении городом. Мне представляется, что вообще для таких городов, как Оренбург – это тренд, тенденция.

 

Олег Наумов:  Осталось еще два полных года для работы администрации до выборов нового состава городского совета. Как вы считаете, что за это время можно сделать? Что у вас в планах на ближайшее будущее?

 

Евгений Арапов: Желания большие, единственно, что это связано с некоторыми ограничениями в финансировании. Но ряд проектов уже нельзя остановить, потому что в них присутствует финансирование не только бюджета муниципалитета, но и бюджета субъекта федерации, федерального бюджета. Например, программа «Город малышам». Понятно, что в одиночку город бы с этой задачей не справился. Мы сейчас в детских дошкольных учреждениях ежегодно создаем до тысячи новых мест. Это возможно только потому, что мы находим взаимопонимание с правительством области и с губернатором, за три года мы обеспечили местами детей от 3 до 7 лет. Понятно, остались территориальные вопросы, чтобы ребенка далеко не везти. Строится новых 3 детских сада на северо-востоке города, там идет новая застройка. Та программа, которую мы запустили по экологии, свернуть уже невозможно, она должна идти дальше, и для этого мы создали все условия. Понятно, что это мусоросортировка и переработка. Чем меньше отходов будет находиться на нашей свалке, тем лучше экология будет в городе. Достаточно большие вопросы остались в части зеленых насаждений. Про это нельзя не говорить, и мы в этом направлении движемся. Много нас критиковали за проспект Победы, что мы убрали часть зеленых насаждений, но по-другому было невозможно. Мы должны были либо расширить улицу, создать парковочные места, деревья надо было убирать. Мы в этом году посадили в два раза больше, чем убрали.

 

Олег Наумов: Конечно, в городе, таком большом, как Оренбург, всегда масса проблем, которые нужно решать. Одни решаются успешно,  другие менее успешно, третьи еще только предстоит решить. Каким на ваш взгляд будет город через 10-15 лет? Какова должна быть стратегия развития города?

 

Евгений Арапов: То, что мы вынуждены будем прийти к определенной агломерации – это факт. Где сейчас город и Оренбургский район, зачастую понять невозможно. В моем представлении город Оренбург должен быть городом  с хорошими широкими проспектами, город должен быть удобен для проживания, в нем должны быть все условия для того, чтобы человек не только работал, но и отдыхал, занимался спортом. То, что мы видим в новых микрорайонах, да, там широкие проспекты, тротуары, но не хватает спортивных объектов. И они там будут появляться.

 

Олег Наумов: Город с широкими проспектами, зелеными массивами, спортивными площадками, город, в котором удобно жить – таким видит Оренбург в будущем глава администрации Евгений Арапов. Для этого еще предстоит очень многое сделать. А пока важно решать каждодневные проблемы, с которыми по-прежнему сталкиваются оренбуржцы:  и образование детей, и уровень здравоохранения, и социальное обеспечение. Для администрации, при постоянной острой нехватке средств самыми трудными остаются проблемы ЖКХ - жилищное хозяйство, водопровод и канализация, топливно-энергетическаясистема, городской пассажирский транспорт, благоустройство районов. Сегодня мы услышали от главы администрации, что сделать получается, а на что пока не хватает ресурсов. Понятно, что развитие любого отдельно взятого города невозможно без движения вперед всей страны. Остается надеяться, что наступит время, и оренбуржцы будут жить в удобном и комфортном городе и процветающей стране.

 

«ОРЕН-ТВ»

21 декабря 20013 г.