Заказ звонка
* Представьтесь:
* Ваш телефон:
Сообщение:
* - поля, обязательные для заполнения
Заказать звонок
Курс валют
Курс валют предоставлен сайтом kursvalut.com
Счетчик

Новости

 


Помогут ли новые регламенты навести порядок на дорогах? Станет ли жизнь автомобилистов проще с вступлением в силу новых правил регистрации автомобилей? Олег Наумов и председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин в программе «Диалог» телеканала «ОРЕН-ТВ».
опубликовано: 09-11-2013

 

 

 

Олег Наумов: Автомобиль  уже давно перестал быть роскошью. Невзирая на кризисы, уровень автомобилизации в стране растет, в России каждого четвертого можно назвать автовладельцем. И  наверняка многие из них время от времени с завистью смотрят на тех, кто пока еще ходит пешком. Наличие автомобиля, как впрочем, и  любой другой собственности – это дополнительные заботы, расходы, ответственность. Куда припарковать, где заправиться качественным бензином, не забыть заплатить транспортный налог,  вовремя пройти техосмотр – вот лишь малая часть проблем, которые каждый день приходится решать владельцу автомобиля. Но теперь, похоже, забот у них станет меньше. С 15 октября вступили в силу новые правила регистрации автомобилей, по которым вы можете поставить на учет свою машину в любом регионе, независимо от места проживания, а время на эту процедуру должно сократиться от трех часов до одного. Как по новым правилам купить или продать автомобиль?

 

Виктор Похмелкин: Это два вопроса на самом деле. Первый – это какова оценка новых правил, тех изменений, которые в них произошли, и второй – как это будет работать. На первый я отвечаю однозначно положительно. Практически все те новые нормы, которые сейчас появились в правилах регистрации транспортных средств, направлены в сторону либерализации, демократизации, обеспечения защиты прав автовладельцев, улучшения их положения и т.д. А вот работать они будут в условиях старого ГИБДД, их подразделений, где привыкли к коррупции, к произволу, к затягиванию процедур, поэтому могут быть проблемы с применением. Но это не значит, что надо отказываться от того, что там написано. Все время говорили о том, что неправильно, что человек должен регистрировать свой автомобиль только по месту своего жительства или регистрации. У нас единые ПДД для всей страны, машину можно эксплуатировать где угодно. Тут и проблемы с транзитными номерами, с переездами, с тем, что многие люди у нас живут не там, где прописаны, а работают не там, где живут, и собственно говоря, почему бы не дать регистрировать автомобиль там, где я захочу. В пределах страны. Сейчас это сделано.

 

Олег Наумов: Не появится ли здесь новых проблем? Все-таки у нас страна такая, где привыкли, что человек зарегистрирован здесь, автомобиль зарегистрирован здесь же, это же удобно чиновникам.

 

Виктор Похмелкин: Когда и если налажена единая система учета и контроля за транспортными средствами за их передвижениями по стране, то таких проблем в век современных технологий быть не должно. Я надеюсь, что их и не будет. А вот человеку удобно так сделать. Ему почему-то хочется сегодня машину с московским номером – ради бога, хотя я думаю, что на следующем шаге мы просто откажемся от всех этих региональных привязок и будет единый федеральный регистрационный номер. И это тоже правильно, потому что человек с иногородним номером себя чувствует в чужом регионе не вполне защищенным.

 

Олег Наумов: Владелец продал свой автомобиль по упрощенным правилам. В течение 10 дней новый владелец должен его зарегистрировать. Получается, что те нарушения, которые будут совершены за эти 10 дней, лягут на плечи прежнего владельца? 

 

Виктор Похмелкин: Нет. За эти 10 дней не лягут, потому что это все учитывается. Хуже будет, если новый владелец за эти 10 дней не уложится, и на 11-ый день, не зарегистрировав свой автомобиль, он совершит какое-то нарушение. Как быть в этом случае? Но эта ситуация сейчас предусмотрена новым административным регламентом, и по истечение 10 дней прежний владелец может позвонить в ГИБДД и спросить, поставили ли на учет его машину. И если этого не сделано, он может подать заявление о прекращении регистрации в отношении прежнего владельца, и это в ГИБДД должны немедленно сделать. После этого последствия, которые потом возникают, они уже на его голову не падут. Так что некоторые подводные течения есть, но они предусмотрены регламентом, и продавцу машины надо подумать, особенно если вы продаете машину незнакомому человеку. Лучше подстраховаться, через 10 дней позвонить и выяснить, выполнил ли свою обязанность новый покупатель. С другой стороны, новый покупатель тоже заинтересован как можно быстрее зарегистрировать на себя автомобиль, потому что для него наступают негативные последствия.

 

Олег Наумов: Человек купил машину в другом городе или в другой стране и перегоняет ее в Оренбург. Раньше были транзитные номера.  А как сейчас?

 

Виктор Похмелкин: Теперь все автомобили, если они не новые, они будут продаваться вместе с номерами. Причем так: вы хотите свой автомобиль продать, но сохранить за собой номера. Такое право у вас есть. Вы подаете заявление о том, что хотели бы законсервировать этот номер за собой. Номер за вами консервируется в течение 6 месяцев. То есть в течение 6 месяцев вы можете новую машину предъявить, и вам должны выдать ваши номера.  Но вам взамен  этого выдаются новые регистрационные знаки, и вы вместе с ними продаете автомобиль. Новый владелец, купив у вас машину, он может поставить на учет машину с этими номерами, может написать заявление и поменять их на свои.

 

Олег Наумов: Действительно, многие захотят воспользоваться новыми правилами и сохранить за собой свой номер. Это достаточно удобная вещь. Казалось бы, простейшая. Почему это раньше не было сделано?

 

Виктор Похмелкин: Все объяснялось отсутствием технических возможностей, отсутствием единой базы. Хорошо, что сделано сейчас. Не так часто мне приходится хвалить представителей ГИБДД и МВД, но в данном случае делаю это с удовольствием, потому что есть за что. Пусть поздно, не тогда, когда нам хотелось, но главное, что они все же учли все основные пожелания, которые исходили от автомобилистов и их общественных объединений. 

 

Олег Наумов: С 5 ноября, по новым правилам будет запрещена работа водителей общественного транспорта, являющихся иностранными гражданами и не имеющих российских водительских удостоверений. Понятно, что это делается для того, чтобы сделать проезд на общественном  транспорте более безопасным. Но ведь сейчас на маршрутках водителями работают в основном граждане из ближнего зарубежья. Как за полтора месяца найти им замену или обеспечить их российскими водительскими удостоверениями? Не приведет ли это правило к транспортному коллапсу?

 

Виктор Похмелкин: Я бы сказал, что не исключено, но здесь не было бы счастья, да несчастье поможет. Потому что в условиях коррупции этот закон не будет работать так, как это задумано. И его легко можно будет обойти. В этом смысле этот закон без того, чтобы менять всю систему, без того, чтобы локализовать взяточничество и злоупотребления, мне представляется наивным и вводящим в заблуждение широкие группы граждан.

 

Олег Наумов: То есть чиновники на этом деле обогатятся, а те, кто работает на этих машинах, купят права, и только затраты понесут.

 

Виктор Похмелкин: И скорее всего все это скажется на стоимости проезда.  Уж коль скоро те люди, которые вообще водить не умеют, эти права покупают, то кто же помешает сделать это в отношении водителей, тех, кто водить умеют, опыт имеют, стаж большой и т.д. Такие же жесткие меры в отношении профессиональных водителей сделаны в Германии. Но в Германии я могу это понять, там жесточайшая система отбора, очень жесткие условия приема экзаменов, и их совершенно невозможно обойти.   И государство заботится о безопасности своих граждан, понимая, что тот уровень подготовки, который есть у представителей некоторых других стран, недостаточен, чтобы водить машину в Германии. Но когда речь идет о людях, которые в России уже много лет, которые здесь ездят и были допущены к управлению транспортными средствами, я думаю, что все эти меры будут пустой формальностью. Единственным осязаемым последствием станет то, что люди, которые сидят на выдаче водительских удостоверений и на контроле за этой сферой, они улучшат свое материальное положение.

 

Олег Наумов: Сейчас у нас получить водительское удостоверение достаточно легко. На дорогах страны разъезжают тысячи недообученных водителей. Какие изменения вносятся в порядок обучения и сдачи экзаменов в ГИБДД?

 

Виктор Похмелкин: Пока меры самые примитивные принимаются, то есть какие-то ужесточения экзаменационных требований, ужесточения требований к автошколам, отмена самоподготовки для водителей. На мой взгляд, не учитывается две принципиально важные вещи, без которых ситуация не изменится. Первое, это характер и порядок приема экзаменов. Пока есть возможность обойти экзамены, пройти их за взятку – все остальное не имеет никакого значения. И я ратую за то, чтобы экзамен был изменен, чтобы принимали независимые комиссии, состоящие из опытных водителей, не постоянно сидящие в этих комиссиях, а приглашаемые от случая к случаю. И эти люди, знающие хорошо правила, имеющие большой опыт, понимают, что вот эти люди – экзаменующиеся – завтра окажутся с ними на одной дороге. Я думаю, что проверка знаний и навыков будет совсем другой. Это первый фактор. А второй фактор – совсем другой уровень обучения. Мне один опытный автоинструктор говорил, «я  чувствую себя если не убийцей, то, во всяком случае соучастником убийства, когда выпускаю водителя на дорогу в Москве. Потому что знаю, что он, например, совершенно не обучен ездить по автомагистралям, мы с ним никогда не выезжали на МКАД, запрещено правилами, а автодрома нет, где можно было бы потренироваться. То есть, нужны совершенно новые методики, новые подходы к обучению водителей в этих современных условиях, с гораздо большим акцентом на психологическую сторону этого процесса. Не только система навыков, но еще и система мышления водительского. Это то, чего не хватает не только молодым, а даже многим опытным водителям. Он не может оценить в комплексе дорожную ситуацию, не может просчитать последствия своих и чужих действий, а без этого безопасным водителем не станешь. Вот эти две вещи надо в комплексе решать. Увы, ни к тому, ни к другому мы даже не приступили, ограничиваясь полумерами, которые никаких результатов не дадут.

 

Олег Наумов: Раньше представители ГИБДД могли остановить автомобиль в любом месте и за определенные нарушения изъять у водителя права, выдав взамен временное разрешение. По новым правилам водитель теперь не может быть лишен водительского удостоверения на месте, а  только по решению суда. Насколько эта мера поможет нам обеспечить порядок на дорогах?

 

Виктор Похмелкин: Никак не поможет. Это то, что ни в лучшую, ни в худшую сторону не скажется никак, потому что временное разрешение и выдавалось на период до суда, и человек мог ездить по этому разрешению. И он обязан был его сдать после суда, если он его не сдавал, то у него не начинал течь этот срок.  Точно также будет сейчас с водительским удостоверением: решение суда – обязан сдать, не сдал в срок, прерывается срок лишения вод прав, то есть фактически продлевается на срок, пока ты не сдал это удостоверение. То есть никакого, ни дисциплинирующего, ни обратного действия это иметь не будет. Увы, не в том корень проблемы. Корень проблемы у нас в том, что у нас и сотрудники ГИБДД, и судьи недостаточно профессионально подготовлены к тому, чтобы рассматривать дела об административных правонарушениях, и часто грешат и коррупцией и произволом, и настроены не в пользу водителя, поэтому получается так, что виновные от ответственности уходят за взятку, а невиновные попадают под раздачу. И это фактор очень серьезный, потому что в людях вызывает чувство протеста, несправедливости, ощущения неравенства. В такой ситуации порядка и безопасности, увы, не будет.

 

Олег Наумов: Как вы оцениваете эти нововведения в целом? Помогут ли они навести порядок на дорогах?

 

Виктор Похмелкин: Эти последние нововведения, как и многие предшествующие, не касаются самого главного – не касаются политики в сфере безопасности дорожного движения, не касаются архаичной системы обеспечения этой безопасности, не касаются нашей неэффективной коррумпированной дорожной полиции, которая давно уже нуждается в реформировании, и не касается основных факторов, которые влияют на аварийность на дорогах. В этих условиях единственное, к чему они могут привести – к росту коррупции, еще большей конфликтности, еще большего недоверия между всеми участниками дорожного движения по отношению друг к другу и государству в целом. Других последствий ни я, ни другие эксперты не ждем. Не ждем мы ничего и от этой Государственной Думы, от этого правительства, потому что я прекрасно понимаю, что они не унтер-офицерские вдовы, сами себя сечь не будут, они не будут менять этот режим и эту систему, от которой они все кормятся. А без такой смены, такой реформы невозможно не только нормально жить в стране в каких-то отдельных сферах, но в том числе и обеспечить безопасность и порядок на дорогах.

 

Олег Наумов: В отношениях автовладельцев и государства, как в капле воды, отражаются многие изъяны нашего общества. Здесь и коррупция, которая стала в представлении россиян, неотъемлемой частью работы ГИБДД, и инфляция, которая всегда начинается с цен на бензин. Автомобилисты   вынуждены вступать в отношения с административными структурами, страховым бизнесом, с автосалонами, заправками и так далее. И во всех этих сферах вынуждены сталкиваться с чудовищной отсталостью и неразвитостью систем управления этими процессами, потому что продажи машин росли гигантскими темпами, и изменения в системах управления за ними не поспевали. А нормативно-правовая база мало изменилась со времен Советского Союза, когда автомобильный транспорт был на периферии. И вот, наконец, сделан первый шаг к тому, чтобы владение и управление автомобилем  у нас становилось цивилизованным, а сам автомобиль, средством передвижения облегчающим жизнь.

 

«ОРЕН-ТВ»

9 ноября 2013 г.