Заказ звонка
* Представьтесь:
* Ваш телефон:
Сообщение:
* - поля, обязательные для заполнения
Заказать звонок
Курс валют
Курс валют предоставлен сайтом kursvalut.com
Счетчик

Новости

 


Одиннадцатиклассники школ страны готовятся сдавать единый госэкзамен. Олег Наумов и член комиссии по образованию Общественной палаты Российской Федерации Любовь Духанина в программе «Диалог» телеканала «ОРЕН-ТВ»».
опубликовано: 27-04-2013

 

 

Олег Наумов:  Заканчивается учебный год, и наступает самое беспокойное время для одиннадцатиклассников и их родителей.  Конечно, выпускной

вечер - это незабываемый праздник, но сначала нужно сдать единые

государственные экзамены. В нашей стране перманентно что-то

реформируют. Особенно завязла в реформах система образования. Но пока педагоги и ученые сочиняют долгосрочные планы кардинальных изменений и пишут новые учебники,  а власти меняют министров образования, наши

дети растут. Они не могут ждать: учиться и получать аттестаты им нужно сейчас. Единый государственный экзамен в порядке  эксперимента впервые был проведен в 2000 году в отдельных регионах России, а в 2009  стал

обязательным на всей территории страны. За эти годы ЕГЭ прочно освоился в нашей системе образования. Можно сколько угодно спорить о плюсах и минусах этой системы проверки знаний, но, на мой взгляд,  сегодня имеет смысл говорить о том, как ее улучшить, как сделать ЕГЭ  действительно

объективным и справедливым мерилом знаний наших выпускников.

Какие организационные изменения по порядку проведения ЕГЭ произойдут в этом году?

 

Любовь Духанина: Принципиальных организационных изменений в

проведении ЕГЭ не будет. Единственное, немного изменилось время

проведения экзаменов, оно приведено в соответствие с санпинами. По

русскому языку и по ряду предметов разница будет составлять 5-10 минут. Это изменение есть. Но вся процедура проведения экзамена остается

прежней, и это неплохо, потому что наши педагоги и наши дети осваивают ее до момента, когда она наступает в их жизни.

 

Олег Наумов: Появятся ли существенные изменения в контрольно-измерительных материалах по сравнению с прошлым годом? В каком

направлении совершенствуются КИМы?

 

Любовь Духанина: Все педагогическое сообщество рассчитывает и

периодически получает подтверждение того, что КИМы меняются в сторону повышения их качества. Почему это особенно важно? Не секрет, что

старшеклассники, особенно в 11-ом классе реально сосредотачиваются на том, что им нужно будет на ЕГЭ. И когда мы обсуждаем все плюсы и минусы ЕГЭ, то одним из минусов мы называем ту ситуацию, которая реально

сложилась в школе, и относим мы ее к разряду негативных последствий - это когда сужается учебный процесс фактически до формата подготовки к ЕГЭ. Это конечно нас печалит. Поэтому если КИМы будут охватывать абсолютно все содержание школьной программы, то тогда не будет происходить

сужение материала при обучении детей в рамках подготовки к ЕГЭ. Нужно прийти к ситуации, когда страна не будет думать о подготовке к ЕГЭ, а когда она просто будет учить своих детей, а дети в конце 11-го класса будут просто писать экзамены, показывая свой уровень знаний. Нужно вывести из разряда политической акции ЕГЭ.

 

Олег Наумов:  В сознании россиян проведение выпускных экзаменов

прочно связано с коррупцией и мошенничеством. При этом только 6%

респондентов, имеющих детей школьного возраста, сами сталкивались с

фактами подтасовок при ЕГЭ. Однако, несмотря на отсутствие личного

опыта, почти половина россиян считает, что подобное - скорее общая

практика (49%), нежели единичные случаи (32%). При этом лишь треть

опрошенных поддерживают идею передать проведение ЕГЭ независимым агентствам, а 24% предлагают вообще ЕГЭ отменить. Уменьшился ли

уровень коррупции при поступлении в ВУЗы с  введением ЕГЭ?

 

Любовь Духанина: Если мы говорим о коррупции в ВУЗах в связи с ЕГЭ, то она отсутствует, потому что ВУЗ на это в принципе влиять не может. Все ЕГЭ проводятся в субъектах на базе школ. Плюсом ЕГЭ является то, что

дети, показавшие высокий результат по ЕГЭ могут быть зачислены в лучшие ВУЗы страны, не приезжая в Москву. Это хорошая экономия для наших

семей, потому что раньше семья должна была отправить в Москву, в Санкт-Петербург, в Казань, дети должны были в течение месяца находиться,

сдавать экзамены,  и только тогда выяснялось, поступает ребенок или нет. Сейчас затраты на дорогу, на проживание фактически не нужны и это

конечно плюс для наших семей.

 

Олег Наумов: А справедливо ли тогда утверждение, что коррупция

переместилась из ВУЗов в школы?

 

Любовь Духанина: Сложно ответить однозначно на этот вопрос. В рамках горячей линии, которая уже несколько лет проводит Общественная палата, мы постоянно получаем звонки, в которых граждане нам говорят о наличии коррупционных проявлений в пунктах приема ЕГЭ. Сказать, что это 100% - это было бы неправда. Да, сохраняются места, где это периодически

повторяется и появляется вновь. ЕГЭ - это экзамен с высоким уровнем

ставки. Хороший результат гарантирует бюджетное место в ВУЗе. И поэтому

некоторые граждане готовы использовать любые механизмы, чтобы достичь заветной цели, получить это бюджетное место, не очень думая, насколько корректно они поступают по отношению к другим детям и семьям. Я думаю, что это проблема в целом гражданского общества. Как только мы вдруг

привыкнем жить по совести и по справедливости, тогда не нужно будет

наличие коррупционного момента. Родители, чьи дети поступили,

фактически таким образом, начинают говорит о том, что это все обманная операция, только распространенная во времени. Потому что да, они

заплатили,  ребенок поступил в ВУЗ, а ребенок не смог учиться. Реально, все надежды семьи и ребенка не оправдались, проданную квартиру,  деньги от продажи которой розданы на взятки уже не вернуть. Получается ситуация, когда семья неправильно выбирает механизм своих действий. Не надо этого делать. Ведь очень важно, чтобы в ВУЗ поступали дети, которые могут

осилить эту программу. Не надо отправлять ребенка на мытарства, при этом выкладывая последние деньги и заведомо обрекая его на неуспех. Это не перспективная позиция, это позиция решения амбициозной задачи родителей на текущий момент. Надо, чтобы семьи думали на перспективу.

 

Олег Наумов: Во время экзаменов, какие наиболее распространенные

ошибки совершают школьники, я не говорю о нарушениях?

 

Любовь Духанина: Иногда стесняются задать вопрос организатору. Иногда не настойчивы в получении дополнительного листочка, на котором могут

написать свое задание. Это неправильно. Дети должны знать свои права и быть настойчивыми. Мы помним ситуацию, когда в одном пункте приема

экзаменов не хватило дополнительных бланков для решения задач по

математики и им дали обычные листочки. Затем, Федеральный Центр

Тестирования не засчитал эти работы. Но благодаря тому, что и дети, и

родители занимали активную позицию, они позвонили нам. Мы попросили включиться Рособрнадзор в эту ситуацию и задача была решена. А это были сильные дети, которые перед этим на высокий балл написали информатику. А математику они не могли написать, потому что просто не хватило

листочка. Вот такие анекдотичные ситуации не должны присутствовать на экзамене. Ребенок должен иметь возможности, чтобы проявить все свои

знания. И это должна быть комфортная психологическая атмосфера,

поддерживающая ребенка и, конечно, наличие всего необходимого.

 

Олег Наумов: Как совершенствуется система защиты от списывания и  

махинаций с базой данных ЕГЭ?

 

Любовь Духанина: Над этой задачей работают профессионалы. Поэтому, система защиты контрольно-измерительных материалов очень высокой

степени надежности на сегодня. И уже в прошлом году, несмотря на то, что на не было фамилии, (дети не пишут фамилии), по листочку

сфотографированному и размещенному в интернет, можно уже найти чей это КИМ. Поэтому, ребятам я бы рекомендовала не пользоваться этим. И,

конечно, не фотографировать КИМы еще и у своих друзей, потому что вы

можете их подвести. Можете подвести себя и можете подвести их. Результат, однозначно, аннулируется без права апелляции и повторного экзамена. Риск большой. Уже в прошлом году было уточнено правило по пользованию

мобильного телефона. Речь идет не о пользовании, а о наличии. Поэтому, просто находящийся мобильный телефон в кармане тоже может подвести

ребят. Не следует его брать с собой. Некоторые говорят, что это жестко. Если мы возьмем опыт сдачи аналогичных экзаменов за рубежом, а я

присутствовала при прохождении таких экзаменов и задавала вопросы

ребятам, которые сдают. Они не допускают мысли, что можно что-то туда брать. И вопрос: а берете ли вы с собой калькулятор, мобильный телефон, какое-то звукозаписывающее или звуковоспроизводящее устройство,

 вызывает непонимание у детей в Лондоне.

 

 

Олег Наумов: Какие механизмы защиты имеет выпускник, если правила проведения экзамена нарушались  организаторами?

 

Любовь Духанина: Что бы я хотела сказать ребятам: будьте внимательны и кода вы видите, что организатор нарушает определенные правила, вы

должны помнить, что свою жалобы вы должны написать, не выходя из

пункта приема экзамена, и должны отнести руководителю ППЭ, пункта приема экзамена, в котором вы находитесь. То есть, с территории школы, на которой вы пишите экзамен, вы выходить не должны. Если вы выйдете, ваша жалоба не будет принята к рассмотрению. Поэтому, самое главное, если у вас основания предъявить претензии к организатору, вы должны попросить

чистый листочек, написать жалобу и ее тут же отнести к руководителю ППЭ.

 

Олег Наумов: Эта жалоба должна быть как-то зарегистрирована?

 

Любовь Духанина: Как правило, ее не регистрирует, но действия

предпринимаются молниеносно.

 

Олег Наумов: На что можно пожаловаться?

 

Любовь Духанина: Например,  если ребенок видит, что он честно и

добросовестно пишет экзамен, а его соседям приносят решенные варианты. Если он видит, что у кого-то оказались незаклеенные конверты. Если он

видит, что им не дали полностью запечатанные конверты, каждый не

вскрывал сам, а у кого-то конверты были открыты, может быть, даже у всех, это тоже нарушение процедуры. Очень подробно вся процедура ЕГЭ

написана на сайте ege.ru. Если вы сдаете экзамен по иностранному языку, где частью экзамена является аудирование, то запись с речью на иностранном языке должна быть четко быть прослушиваемой. Поэтому, если есть помехи, связанные с уличным шумом, работами на стройплощадке, нечаянно

оказавшимся под окнами грузовиком, то дети имеют право попросить

перевести их в другую аудиторию. В любом случае, этот шум, который

мешает им правильно услышать речь, должен быть исключен.

 

Олег Наумов: Какие советы вы могли бы дать выпускникам и их родителям, чтобы экзаменационная пора принесла как можно меньше разочарований?

 

Любовь Духанина: Я бы дала единственный совет нашим 11-классникам: не волноваться и быть очень внимательными. Для ответа на многие вопросы

необязательно вспоминать параграф из конкретного учебника. Нужно просто порассуждать. Если ребенок в спокойной обстановке просто порассуждает про себя, он точно сможет ответить на количество баллов, значительно

превышающее минимальный проходной балл. Они очень много знают,

иногда просто начинают волноваться и торопиться. Не надо быть

торопышками, надо просто спокойно и внимательно читать, может быть,

 несколько раз перечитывать задание и отвечать. Если вам кажется, что

какое-то задание для вас нерешаемо, переходите к следующему. И когда так будете двигаться, то через какое-то время вернитесь. Я уверена, что вы

сможете ответить и на предыдущее. Родителям я бы предложила

поддерживать своих детей, верить в них, может быть, выдавать курс

витаминов и, конечно, обеспечить режим сна. Потому что, очень важно,

особенно в последний период, который будет для них очень волнительный, потому что это период последнего звонка в школе, который всегда

эмоционально воспринимается в целом школой, 11-классниками, это

огромный праздник. У нас получается в этом году, что в пятницу последний звонок, а в понедельник уже первый экзамен. Важно, чтобы родители

помогли детям плавно переключиться и включиться в рабочую атмосферу.

 

Олег Наумов: Система  тестирования выпускников существует в нашей стране в общей сложности 13 лет, и все это время совершенствуется. Не все изъяны этой системы преодолены:  еще остаются и   некорректно

составленные задания, и нарушения во время проведения экзаменов, и

различного рода фальсификации. Разный уровень подготовки в столичных городах и в селах, где иногда учителей  предметников не хватает, ставит

детей в неравные условия при сдаче ЕГЭ, а значит, и при поступлении в ВУЗ.    

В качестве положительных сторон родители чаще всего называют сведение воедино выпускных и вступительных экзаменов. Еще одна положительная сторона ЕГЭ - снижение коррупции при приеме в вузы, ведь именно на этапе вступительных экзаменов обычно происходила передача взяток за поступление. А теперь кому платить? Но, на мой взгляд, самое главное, что благодаря ЕГЭ происходит унификация и стандартизация процесса сдачи выпускного экзамена, которая позволяет присоединиться к Болонскому процессу. А это значит, что у наших детей появляется шанс получить образование мирового уровня.

 

«ОРЕН-ТВ»

27 апреля 2013 г.