Заказ звонка
* Представьтесь:
* Ваш телефон:
Сообщение:
* - поля, обязательные для заполнения
Заказать звонок
Курс валют
Курс валют предоставлен сайтом kursvalut.com
Счетчик

Новости

 


О федеральном законе «О создании системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов». Мнение юриста Ольги Пуговкиной.
опубликовано: 20-02-2013

26 декабря 2012г. вступил в силу Федеральный закон 271-ФЗ о создании системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов, который вводит обязательные ежемесячные платежи для собственников квартир. Наряду с грядущим увеличением налогов на недвижимость это приведет к существенному повышению финансовой нагрузки на владельцев жилых помещений. Редакция сайта sps56.ru попросила члена президиума оренбургского регионального отделения движения СПС, юриста Ольгу Пуговкину оценить перспективы реализации принятых поправок для жителей Оренбурга с учетом специфики местного рынка жилищно-коммунальных услуг. 

Ольга Пуговкина: В последние годы в Оренбурге наблюдается монополизация рынка предоставления жилищно-коммунальных услуг. Один из самых крупных игроков, ООО «Оренбургская управляющая компания», соучредителем которой является комитет по управлению имуществом города Оренбурга, обслуживает 1620 многоквартирных домов, что составляет более трети всего жилого фонда города. Как результат - многочисленные жалобы горожан на несвоевременное и некачественное проведение работ этой и другими крупными управляющими компаниями. Образование и деятельность таких организаций проходит под негласным контролем, а иногда и в прямой связке с местными органами власти. Вместе с тем, любые попытки выйти «из-под крыла» монополистов встречают мощный отпор. Инициативные группы жильцов, решившие образовать независимое ТСЖ, сталкиваются с затяжными судебными процессами, сокрытием документов, необходимых для нормального функционирования товарищества, и рядом других правонарушений со стороны представителей УК. 
Уже сейчас можно сказать, что так называемая «модернизация» ЖКХ приводит в итоге к установлению административно-плановой системы. К тому, что даже активные собственники, стремящиеся самостоятельно управлять своим домом, не могут полноценно распоряжаться собранными на ремонт средствами и контролировать расходование этих средств. Новые поправки в Жилищный кодекс только усугубят сложившуюся ситуацию. К низкому уровню качества текущего ремонта прибавится еще и плановый капитальный ремонт. Оплачивать его по закону N 271-ФЗ будут обязаны все собственники жилых помещений в многоквартирных домах, а вот ожидать своей очереди на проведение такого ремонта им придется, скорее всего, долгие годы. 
Формально новым законом предусматривается два способа формирования фонда капитального ремонта - перечисление взносов на счет регионального оператора (создаваемого местными органами власти), и открытие товариществом собственников жилья или жилищным кооперативом специального счета в банке. Однако даже те немногие независимые ТСЖ, которых еще не успели подмять под себя компании-монополисты, не смогут воспользоваться правом распоряжения средствами жильцов на специальном счете. Так как по закону владельцем такого счета может быть только ТСЖ с общим количеством квартир не более тридцати. Если учесть, что обычный пятиэтажный дом состоит из 50-60 квартир, становится понятно, что данная норма является фикцией и не может быть реализована большинством ТСЖ. Нарушают права собственников и статьи об изменении способа формирования фонда капитального ремонта. Если решение о переходе на счет регионального оператора вступает в силу сразу же, через месяц, то решение о выходе «из общего котла» начинает действовать только через два года. Данная норма закона ставит в неравное положение субъектов жилищного права и показывает, что главная цель принятых поправок - залатывание дыр «недоремонта» силами основной массы собственников жилья. Ведь закон прямо предусматривает возможность использования региональным оператором поступлений от одних жильцов на финансирование капремонта в других многоквартирных домах. 
Учитывая ситуацию на оренбургском рынке ЖКХ и специфику формулировок законодательных новаций, можно сделать вывод о том, что основная часть средств, полученных от граждан в виде взносов на капремонт, будет аккумулироваться на счетах, контролируемых местными властями. Чиновники будут определять, какой дом включить в план проведения ремонта в этом году, а какой - лет через двадцать. Причем в первоочередном порядке эти суммы будут направляться на дома, имевшие высокую степень износа уже при оформлении приватизации, то есть на покрытие государственного долга по капитальному ремонту за счет средств граждан. При этом нормы закона о предоставлении государственной и муниципальной поддержки прописаны нечетко и закрепляют только право, а не обязанность регионов выделять деньги на софинансирование работ по капремонту, 2если соответствующие средства предусмотрены законом о бюджете субъекта РФ2. Учитывая, что бюджет Оренбургской области на 2013-2015 годы сформирован с дефицитом, возникают сомнения в появлении у местных властей доброй воли на оказание помощи гражданам в решении столь затратного вопроса. 
В соответствии с Гражданским кодексом РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему (и только ему) имущества. Эта же обязанность распространяется и на общее имущество многоквартирного дома как на совместную собственность жильцов. Но ситуация, при которой они платят за ремонт чужого дома, противоречит и устоям рыночной экономики, и самим основам гражданско-правового понятия права собственности. 

 

20 февраля 2013 г.