Заказ звонка
* Представьтесь:
* Ваш телефон:
Сообщение:
* - поля, обязательные для заполнения
Заказать звонок
Курс валют
Курс валют предоставлен сайтом kursvalut.com
Счетчик

Новости

 


1 сентября – это праздник, который с нами всю жизнь. Как правильно организовать жизнь и учебу своих детей, как сделать школьные годы радостными и счастливыми? Олег Наумов и директор Института возрастной физиологии, профессор Марьяна Безруких в программе «Диалог» телеканала «ОРЕН-ТВ».
опубликовано: 01-09-2012

Олег Наумов:  1 сентябряэто праздник, который с нами всю жизнь. Когда-то мы сами шли в  школу с букетом в одной руке и с портфелем в  другой,  надеясь, что грядущий учебный год будет хоть чуточку успешнее, чем прошедший. Прошли годы, но все также каждый год в первое сентябрьское утро  к школам стекаются ручейки нарядных детей с цветами в руках и с тайной надеждой в душе, что в этом году учеба в школе не принесет разочарований. Но проходят первые  учебные месяцы и оказывается, что успех приходит не ко всем. В дневниках появляются первые тройки и  двойки, а за ними слезы, неверие в свои силы и потеря интереса к учебе. Родители в отчаянии: как помочь своим детям освоить школьную науку, и при этом не причинить вреда их психическому и физическому здоровью? В этом году в Оренбургской области 22 тысячи семилеток станут первоклассниками, а всего за парты сядет около 400 тысяч учащихся и студентов. Каким станет для них новый учебный год? Что принесет им школьная жизнь: радость или разочарования? Все мы хотим, чтобы наши дети стали успешными. Но всё ли мы, родители,  делаем для этого? После летних каникул детям бывает трудно настроиться на рабочий лад. Что нужно сделать родителям, чтобы процесс «раскачки» не затянулся на месяцы?

 

Марьяна Безруких: Резко сократить процесс адаптации очень сложно, потому что это естественный физиологический и психологический процесс. Но если родители и школа сделают этот процесс вхождения в работу более щадящим,  дадут нагрузку не сразу, не будут давать большие домашние задания, будет соблюдаться четкий режим дня, то я думаю успех будет.  И я думаю, что режим – здесь ключевое слово.

 

Олег Наумов: Режим школьника – что должно в нем быть обязательно, а где возможна какая-то свобода?

 

Марьяна Безруких: Когда речь идет о режиме, скучнеют лица и педагогов, и родителей. Почему-то все считают, что соблюдение режима – это совсем неважная вещь. Но я вам приведу один факт: если ребенок младших классов недосыпает час-полтора, его работоспособность, его способность концентрировать внимание резко снижаются. Ученик младших классов должен спать 10-11 часов, ученик средней школы 9-10 часов, старшеклассник – не меньше 8 часов. Второй компонент режима дня, к которому мы тоже относимся с прохладцей, считая, что это необязательно – это прогулки на свежем воздухе. Ученик начальной школы должен бывать на свежем воздухе 2, 5 – 3 часа. А бывает не больше 30 минут. И свежий воздух, и движения на воздухе жизненно необходимы ребенку любого возраста на разных этапах обучения. Я обычно прошу родителей и советую это сделать всем: взять листок бумаги, написать сверху – 24 часа. И от 24 отнимать: в младшей школе – 10 часов на сон, 2,5 – 3 часа на прогулки, час-полтора на гигиенические процедуры, ребенок не может все делать бегом, всегда спешить. Час-полтора на еду, потому что каждый прием пищи не меньше 20-ти минут, час-полтора свободного времени, для того, чтобы заняться любимым делом, без этого ребенок тоже жить не может. Дальше мы отнимаем время школьное, время приготовления уроков, и смотрим, что у нас остается. Я вас уверяю, останутся минутки. Но все-таки если мы соблюдаем рациональный режим, если у нас режим дня хорошо организован, то можно успеть очень многое.

 

Олег Наумов: Если родители не могут организовать школьнику рациональный режим дня, чтобы ребенок достаточно двигался и бывал на свежем воздухе, на помощь приходят школы. Например, увеличивают количество уроков физкультуры.

 

Галина Сафонова, директор ГБУ \"Региональный центр развития образования Оренбургской области\": С прошлого года третий час физкультуры введен во всех школах, и я должна сказать, что наша область в числе лидеров в России. С 2004 года в школах Оренбургской области был введен третий час физкультуры и в 98% школах он уже тогда, а с прошлого года в 100% школ введен третий час физкультуры. Нужно сказать, что это большой плюс для нас, потому что растут показатели здоровья школьников, наши школьники побеждают на олимпиадах, то есть это заслуга, в том числе третьего часа физкультуры.

 

Олег Наумов: Одна из важных составляющих школьного обучения – выполнение домашних заданий. И здесь родители склонны впадать в две крайности. Одна из них – чрезмерный контроль, когда ученик даже буковку не смеет написать без разрешения взрослых, помните: «Папа у Васи силен в математике».  А вторая – полное отсутствие помощи, мол, мне тоже никто не помогал, и ничего – выучился!

Должны ли родители помогать детям в выполнении домашней работы?

 

Марьяна Безруких: Важно всегда объяснить ребенку, что он должен делать, важно возможно, определить вместе с ним, что и как, в какой последовательности он будет делать, как он будет проверять, как он будет переходить к следующему заданию. Но при этом не сидеть за спиной, не подсказывать: вот это делай так, ты повел руку не туда, вот эта палочка у тебя кривая. Это дает противоположный эффект. Родители должны быть рядом, и ребенок должен понимать, что они рядом, но он сам выполняет задания, и сам отвечает за результат. Потом можно проверить, все обсудить, важно не корить ребенка, не ругать за какие-то ошибки и неудачи, потому что он только учится. А в тех случаях, когда родители сидят за спиной достаточно долго, в этом случае конечно результат  выполнения домашних заданий может быть лучше, потому что они за спиной и все время подсказывают, но в тот момент, когда они решат, что ребенок может уже сам, окажется, что все нужно начинать сначала. 

 

Олег Наумов: Часто бывает так, что ребенок на уроке не понял, и потом это запускается. И он не понимает дальше, и ему становится неинтересно…Должен ли родитель беспокоиться об этом и помогать напрямую? То есть читать этот параграф, самому это понять, а потом объяснить? Не самому выполнять задание, но объяснить, чтобы ребенок все-таки понял? Иначе получится такой пробел, который потом не восполнить.

 

Марьяна Безруких: Первое, что я могу посоветовать родителям: научите ребенка не бояться спрашивать. Потому что дети, как правило, стесняются или чаще боятся сказать учителю: мне непонятно, пожалуйста, объясните мне еще раз. Ребенок должен понимать, у него не просто есть право, он просто обязан спросить тогда, когда непонятно.

 

Олег Наумов:   А может, вообще никаких домашних заданий задавать не нужно? Я думаю, что дети, да и родители были бы только за. А вот эксперты возражают.

 

Галина Сафонова: Домашние задания – это необходимая часть школьной жизни, потому что оно позволяет ребенку вспомнить, что было в классе, сосредоточиться на том, что проходили в классе, повторить через какой-то промежуток времени.

Другое дело, что учителя иногда от желания задать детям как можно больше перебарщивают с объемом, но есть требования САНПИНа, который ограничивает и учителей в том числе, и администрации школ за этим следят, чтобы ученики определенного возраста выполняли домашние задания приблизительно столько времени, сколько по нормам полагается.

 

Олег Наумов: Как должно быть организовано питание школьника, если родители весь день на работе?

 

Марьяна Безруких: Горячий завтрак, причем горячий завтрак обязателен для всех детей, вне зависимости от того, есть ли завтрак в школе.

 

Олег Наумов: А что вы понимаете под горячим завтраком?

 

Марьяна Безруких: Горячий завтрак – это каша, это чай, какао, это бутерброд с сыром, сырники, иногда дети любят утром сосиски, важно, чтобы это не был сухой бутерброд. Второй завтрак, как правило, в школе. Теперь практически во всех школах России у детей есть второй завтрак. Обедать ребенок может в школе, и как правило, почти во всех школах горячий обед есть. Если родители знают, что он придет домой и некому будет кормить его обедом. На полдник может быть стаканчик кефира, булочка, компот с булочкой, те же сырнички, йогурт, то, что ребенок может съесть сам. Ну и ужин не позже, чем в 18-30, максимум в 19 часов. Ужин не должен быть очень тяжелым, в противном случае ребенку в 9 часов вечера сложно будет уснуть. За организацией питания в школе родителям нужно следить. И еще хочу напомнить: у ребенка обязательно должна быть бутылочка с чистой водой, если в школе нет кулеров.

 

Олег Наумов:  В нашей области родители могут быть спокойны: в школе их дети будут получать вкусное горячее питание в течение всего учебного года. А вот завтрак и ужин – обязательно дома!

 

Галина Сафонова: Все школы готовы к предоставлению горячего питания. Наш регион по России имеет один из самых высоких показателей по охвату школьников горячим питанием. У нас для этого делается очень много:  работают и комбинаты питания в крупных городах, работают и столовые самостоятельно на том оборудовании, на тех продуктах, которые  поставляются по договорам. Этот вопрос находится на постоянном контроле и правительства, и министерства образования.

 

Олег Наумов: Самые большие  изменения в жизни произошли у тех детей, кто впервые пошел в школу. Как организовать жизнь первоклассников, чтобы учеба приносила радость, чтобы сил у семилетки хватило на весь учебный год?

 

Марьяна Безруких: Исследования физиологов показывают, что процесс физиологической адаптации продолжается полтора-два месяца. А у некоторых детей затягивается, порой весь первый класс дети долго входят в учебную работу. Ведь нужно сидеть, и сидеть спокойно несколько 35-минутных уроков.  Это напряженная и интеллектуальная, и эмоциональная нагрузка. Кроме физиологической, происходит и психическая адаптация. Это адаптация к новому коллективу сверстников, это знакомство с детьми, понимание того, как общаться с ними, понимание того, с кем нравится, а с кем не нравится. Кроме того, затруднена адаптация к учителю. Ведь ребенок не привык работать именно с этим взрослым человеком. Ему нужно привыкнуть и к словам, и к темпу речи, и  к системе требований, и к новой системе обучения. Этот процесс тоже длится полтора-два месяца. В период адаптации возможны самые разные нарушения, вплоть до нарушений в состоянии здоровья. Ребенок может стать очень молчаливым и замкнутым, плаксивым или наоборот чересчур возбудимым и даже немного агрессивным. Ко всему этому стоит отнестись спокойно. Главное, чтобы родители не тревожились, не беспокоились и не показывали своего беспокойства ребенку. Потому что это естественная вещь. Мы все привыкаем к новым условиям не сразу. Но если мы спокойны, если поддерживаем ребенка, убеждаем его, что все будет хорошо, все будет нормально, эти сложности пройдут, то скорее всего ситуация изменится где-нибудь к началу ноября.

 

Олег Наумов: Пятый класс – еще один очень важный школьный рубеж. На что нужно обратить внимание родителям пятиклассников?

 

Марьяна Безруких: Вот он приходит в пятый класс. У него был один педагог, а в пятом классе на каждом уроке новый учитель. А новый учитель – это новая система требований. Один требует, чтобы все сидели смирно, поднимали руку, задавали вопросы только после того, как им это разрешат сделать. Другой готов вместе с детьми обсуждать проблему, у него более шумная ситуация на уроке, он дает большую свободу детям. И ведь к этому всему тоже нужно приспособиться. Кроме этого, появляются новые предметы. Новые учебные области. Это то, о чем ребенок еще не знает. И достаточно высока доля неопределенности. Понравится ему или не понравится, получится у него или не получится, сумеет он соответствовать требованиям педагога или не сумеет – ребенок, как правило, не очень уверен в себе. И задача взрослых – поддержать его. Если он говорит о том, что что-то, физика или ботаника – это так сложно и мне это непонятно, не стоит отмахиваться и говорить, не понятно, потом разберешься. Стоит разобраться, почему непонятно, что его тревожит, может быть посоветоваться с учителем, обсудить проблему. Во всяком случае, ко всем жалобам или проблемам ребенка стоит относиться серьезно.

 

Олег Наумов: Старшеклассники чувствуют себя взрослыми и не любят, когда родители их контролируют. Вместе с тем, выпускной класс – это подготовка к ЕГЭ, поступление в ВУЗ. Как  организовать жизнь старшеклассника, чтобы последний школьный год стал максимально эффективным?

 

Марьяна Безруких: Если вдруг  так случилось, что ребенок очень не организован, он не умеет организовать время, себя, свои силы, нагрузку,  стоит с ним это обсудить. Если уж он в 11-ом классе, и ему сдавать ЕГЭ, если он думает, и настроен на поступление в ВУЗ, значит, он должен прислушаться к рекомендациям и советам. Только эти рекомендации и советы не должны быть нотациями. Мы не должны изо дня в день говорить, такой ты не организованный, у тебя ничего не получится, экзамен ты не сдашь, никуда ты не поступишь. А если вы скажете, ты знаешь, я думаю, что нам стоит с тобой обсудить и подумать, как облегчить твою жизнь и сделать твою работу более эффективной. Десятикласснику можно уже подложить книги по тайм-менеджменту, книги по аутотренингу, порекомендовать это почитать, возможно, показать свою заинтересованность и самому почитать и сказать: это так интересно, я это прочитал, возможно, тебе это пригодится. Любая рекомендация должна быть конструктивной. Если родители говорят: ты не организован, организуйся, а возможно, сам ребенок этого сделать не сможет.

 

Олег Наумов: Собственный пример очень важен.

 

Марьяна Безруких: Я вам должна сказать, что личный пример важен во всем.  Если мы не организованы, мы не можем помочь ребенку. Если мы не читаем, мы не можем заставить ребенка полюбить чтение. Если мы курим, бесполезно говорить о вредных привычках. Это проблемы родителей. Начинайте с себя.

 

Олег Наумов:   Один известный педагог сказал: «Никаких методов воспитания не существует, кроме собственного примера взрослых». Давайте накануне начала учебного года задумаемся над тем, какой пример мы подаем своим детям.  И пусть первое сентября станет праздником не только для ваших детей, но и для вас. Праздником начала новой жизни. Наверняка каждому из нас есть что изменить, от каких вредных привычек избавиться. Начните с малого: сделайте усилие над собой, выключайте телевизор, берите велосипед или ролики и отправляйтесь вместе со своими детьми в парк.

 

«ОРЕН-ТВ»

 

1 сентября 2012 г.