Олег Наумов: Вот уже месяц в стране действует новое правительство во главе с Дмитрием Медведевым. За это время кабинет министров определил ближайшие планы, сделаны первые шаги. У экономистов и политиков появилась возможность ответить на главный вопрос: сможет ли новое правительство двинуть вперед нашу экономику, а в случае кризиса пройти его с наименьшими потерями? Судя по обновлению состава кабинета министров, ставка сделана на молодых управленцев, уже имеющих опыт работы в аппарате правительства. Во главе экономического блока теперь бывший помощник президента по экономике Аркадий Дворкович, Антон Силуанов возглавил министерство финансов, а до этого он работал исполняющим обязанности и заместителем министра финансов. Андрей Белоусов до своего назначения министром экономического развития шесть лет был заместителем министра. Денис Мантулов, министр промышленности и торговли, проработал в должности замминистра пять лет. Появление специалистов-технократов вселяет оптимизм. А как вы оцениваете эти перемены?
Валерий Зубов: Основания для надежды есть, на самом деле, там достаточно много людей, которые имеют неплохую исходную биографию, как раз в экономическом блоке. Если мы возьмем, к примеру, Ольгу Голодец, поставленную на социальный блок – это человек с огромным опытом работы на предприятии по решению социальных проблем. Очень последователен Андрей Белоусов, который возглавляет Минэкономики, но надо понимать, что он классический государственник, а вот является ли сегодня идеология государственности тем подходом, которая выводит экономику из кризиса – это вопрос. В министерстве финансов ничего не изменилось, все на своих местах, поэтому ожидать чего-либо нового не приходится. Конечно, есть разница между тем, что человек был заместителем и вдруг стал первым лицом. Куратор одного из блоков А. Дворкович, министр энергетики Александр Новак, которого я знаю как министра финансов Красноярского края, Александр Хлопонин всегда был со свежим взглядом, хотя ему не тот кусок поручили, который бы он более успешно потянул. Шансы и надежды на то, что с этой командой можно решать серьезные задачи, есть. Другое дело, решится ли правительство в целом, это зависит в первую очередь от президента и от премьера.
Олег Наумов: По данным соцопросов, россияне по отношению к новому правительству настроены лучше, чем к путинскому. Возможно потому, что многие уверены: новая команда – это само по себе хорошо. В целом сегодня доверяют правительству 56% опрошенных, не доверяют – 26%, остальные относятся к его работе безразлично. Между тем, на уровень доверия новому правительству может серьезно повлиять то, что Дмитрий Медведев сам вступил в «Единую Россию» и призвал министров последовать его примеру. У нас впервые будет партийное правительство?
Валерий Зубов: Вы знаете, я думаю, что это не очень удачный шаг премьера. Я не собираюсь копаться в мотивах, которыми он руководствовался, но повторение КПСС в ослабленном варианте – это не то, в чем нуждается сегодня общество. Я думаю, вообще, «Единая Россия», как партия, уже закончилась. Так, по инерции, еще волны бегут, и какими-то бюрократическими нормами ее еще можно удержать у власти, но выборы, там где они проходят, в них фактически «Единая Россия» уже не участвует, как партия. Нет ни символики, ни лиц, которые связаны с «Единой Россией», стараются уйти от фактов выдвижения от этой партии. Ну а идеологии у партии никакой и не было. Поэтому, я не знаю, стоило ли начинать работу правительства премьеру с такого шага. Жизнь она покажет, и мне абсолютно ясно, что жизнь покажет.
Валерий Сазыкин, депутат Законодательного Собрания Оренбургской области: Я думаю, что оптимально было бы, чтобы правительство наше и президент были бы вне партий. Ну вот смотрите: на последних парламентских выборах «ЕР» набрала меньше половины голосов избирателей. Значит, против «ЕР» проголосовала большая часть избирателей. А получается, что Д.А. Медведев будет действовать в угоду «ЕР». Если в стране многопартийная система, по моему мнению, и президент, и премьер-министр, да и члены правительства должны выходить из партий, даже если они были в них.
Олег Наумов: На ваш взгляд, какие задачи стоят сейчас перед правительством?
Валерий Зубов: Их две основных. Первая – это кто у нас драйвер в экономике: государство или бизнес? Риторический, простой вопрос. На мой взгляд, ошибочно, когда государство лезет куда ни попадя. Причем в разных формах. Иногда в мягких, под видом частно-государственного партнерства, иногда в грубых, когда силовые структуры отнимают бизнес. В самых разных. Но в целом это очень негативное влияние на экономику. Достаточно посмотреть опыт наших монополий, сравнить их эффективность с аналогичными предприятиями Запада. Вот это первая проблема. Государство и бизнес – кто будет драйвером. Вторая проблема – это будет ли допущен бизнес в так называемые стратегические отрасли экономики. Честно скажу, что на меня большое впечатление произвела реплика, которая была в СМИ донесена о присуждении государственных премий 12-го июня, где президент, вручая премии, сказал: «Понимаете, эту задачу решил частный сектор». Раньше это представить было невозможно, а теперь можно. Вдруг в этот момент мы стали разворачиваться в правильную сторону. Ведь эти стратегические отрасли – в основном, придумка. Придумка для того, чтобы скрыть от постороннего взгляда свои недоработки с себестоимостью, с качеством продукции, с размещением заказов, чтобы не было конкурентов, с недопуском новых людей в эти сферы. А вдруг вот здесь будет поворот. После того, как американцы фактически отдали весь космос в частные руки уже по-другому будет развиваться частная экономика в всем мире. Если уж космос отдали и последняя доставка материалов и продуктов на межорбитальную станцию была осуществлена с помощью частной фирмы и ракета-носитель частной фирмы. Это уже новая эпоха взаимоотношения государства и бизнеса. Как бы нам здесь не опоздать. Вот если правительство решится на такую постановку вопроса – двинется в этих двух направлениях, тогда, конечно, успех будет.сх эффективность с аналогичными предприятиями Запада. мягких, под видом частно-государственного партнерства, иногда в грубых, когда силовые структуры отнимают бизнес. который бы
Олег Наумов: Дмитрий Медведев назвал семь первоочередных задач правительства на ближайшие полгода. Как они решаются? Начнем с приватизации госактивов. Идет ли этот процесс, или он так и останется на бумаге?
Валерий Зубов: Сначала надо задаться вопросом: для чего нам нужна приватизация? Если, для решения финансовых вопросов – это пустая затея, можно заниматься, можно не заниматься – эффекта особо никакого не будет. У нас сейчас избыток средств, которые мы не можем эффективно расходовать. Все знают, что огромное количество денег находится за рубежом в двух наших знаменитых фондах – Резервном и Фонде национального благосостояния. И уже до абсурда доходят в предложениях, как использовать эти деньги. Например, создать корпорацию развития Сибири и Дальнего Востока за счет этих денег. Пенсионных денег. Это уже не требует особых комментариев. Стоит вопрос зачем нам получение дополнительных денег? Вот это бухгалтерский подход – получить деньги в результате приватизации. Второй подход – технологический, когда вы передаете с помощью процедуры приватизации активы, которые у вас не очень эффективно работают в руки других собственников, которые могут принести новые знания и новые технологии. Вот если вы так ставите вопрос, то тогда надо срочно начинать приватизацию.
Олег Наумов: Одна из задач, поставленных Медведевым перед правительством - улучшение инвестиционного климата в стране. Способно ли это правительство, что либо сделать …
Валерий Зубов: От правительства здесь почти ничего не зависит. Инвестиционный климат в первую очередь зависит от того блока, который по факту не является частью правительства – это силовой блок. То, что происходит у нас в судах, в прокуратуре. Последняя совершенно очевидная вещь, товарищ Бастрыкин тут отличился дважды за последние двое суток. Показал, кто управляет у нас следствием, важнейшим элементом правосудия. Ну, о каком инвестиционном климате вы можете говорить, у нас все время собственность под обстрелом. Наши предприниматели думают не о том, как эффективно использовать капитал, а о том, как эффективно его охранять. Их силы направлены не на то, чтобы мостить дороги, что придумывать самолеты, машины. Их задача возводить крепостные стены вокруг своего бизнеса, с помощью взяток, ввода силовиков в свои бизнесы, а они потом влезают настолько, что разваливают эти бизнесы. Инвестиционный климат зависит от правительства во вторую очередь. В первую очередь он сегодня зависит от правоохранительной системы, от силовиков.
Денис Минаков, экономист: Что касается инвестиционного климата, то эта задача настолько обширна и неподъемна, что говорить о том, что сегодня новое правительство сможет решить эту задачу, наверное, неверно. Это задача не одного поколения, не одного правительства. Настолько много придется здесь сделать, что говорить, вот ребята закон какой-то придумали и климат стал в стране лучше невозможно. Нет, это весь комплекс мероприятий, который должно выполнять правительство в своей повседневной работе. А будет или не будет улучшаться при этом климат, будет видно по оттоку или наоборот притоку капитала в экономику России. И цифры, которые публикует Центробанк на сегодняшний день и государственная статистика пока свидетельствуют о том, что инвесторы стране не очень доверяют, к сожалению.
Олег Наумов: Медведев обещал улучшение таможенного администрирования, сокращение сроков получения разрешения на строительство, подключения к инженерной инфраструктуре. Это же зависит напрямую от правительства?
Валерий Зубов: Давайте возьмем какую-нибудь простенькую управленческую задачку, самую простенькую, и посчитаем, как эта задача государством решается. Вы возьмите на таможне одну операцию, проследите, сколько времени на нее идет и посчитаете за какое количество времени она могла быть произведена. Я хотел бы, чтобы это было постоянным мониторингом. Вчера, для того, чтобы ввести в Россию автомобиль требовалось 12 часов оформления таможенных процедур, через полгода сколько требуется? Шесть часов – все, позитивная подвижка. А если 14 часов, тогда почему так произошло? Поэтому от общих слов перейти к мониторингу и выяснять по частям, сколь времени затрачивали на эту операцию. Это и есть производительность труда в госсфере, в госуправлении.
Олег Наумов: Среди первоочередных задач правительства на ближайшие полгода Медведев также назвал обеспечение последовательного повышения заработной платы отдельным работникам социальной сферы. Насколько это выполнимо, ведь цена на нефть и газ падает?
Валерий Зубов: Тут подходов то два. Совершенно очевидных. Вы начинаете повышать зарплату за счет тех резервов, которые у вас есть, тем самым в действующей системе это автоматически приведет к некоторой инфляции. Не исключено, что все повышение уйдет в инфляцию. Второе направление – это сокращение занятости в бюджетной сфере, и повышение зарплаты оставшимся. Пусть премьер расшифрует, и мы тогда будем анализировать, какой из этих подходов более правильный. Да, надо как тренд поддерживать повышение зарплаты в бюджетной сфере, но обязательно связывать это с изменениями в социальной сфере, потому как мы все являемся потребителями услуг социальной сферы, и мы хотели бы видеть больше качественного образования, больше качественных медицинских услуг. Вот как это сделать? Это более трудная задача.
Денис Минаков, экономист: Мало того, скажу, что если правительство эти задачи ставить и решать не будет, то у правительства возникнут серьезные проблемы, в том числе и в плане доверия населения. Поэтому как хочешь, чем хочешь, какими угодно методами и механизмами, но правительство вынуждено будет поднимать зарплату. Это задекларировано не сегодня даже, а несколько лет назад, и эти декларации будут выполняться. Просто уверен. В конечном итоге не надо забывать, что существует такой механизм, как печатный станок, пусть это несколько ускорит инфляцию, зато успокоит население.
Олег Наумов: Правительство Медведева – это надолго?
Валерий Зубов: Думаю, что нет.
Олег Наумов: Когда перед российскими гражданами ставится вопрос: какими должны быть приоритеты в работе правительства, большинство на первое место ставит повышение уровня благосостояния граждан, качественное образование и медицину. И только потом следует развитие экономики, промышленности, предпринимательства. Между тем, известна народная мудрость: как потопаешь, так и полопаешь. Чтобы лучше жить, нужно лучше работать. А это значит, что надо создавать нормальный инвестиционный климат для бизнеса, строить новые современные предприятия, диверсифицировать экономику, уменьшить ее зависимость от нефти и газа. Для того, чтобы все это сделать, на мой взгляд, достаточно иметь правительство, состоящее из профессионалов, грамотных специалистов, и вовсе необязательно, чтобы все они были членами одной партии. А популизм, обещания новых, ничем не подкрепленных льгот и благ пусть останутся прерогативой «Единой России».
«ОРЕН-ТВ»
16 июня 2012 г.