Заказ звонка
* Представьтесь:
* Ваш телефон:
Сообщение:
* - поля, обязательные для заполнения
Заказать звонок
Курс валют
Курс валют предоставлен сайтом kursvalut.com
Счетчик

Новости

 


Итоги президентства Дмитрия Медведева в программе «Диалог» телеканала «Орен-ТВ» обсуждают Олег Наумов, генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков, политологи Татьяна Денисова и Булат Калмантаев.
опубликовано: 06-05-2012

Олег Наумов: Считанные дни остались до официального вступления в должность нового президента России Владимира Путина. Невероятный, уникальный в нашей истории факт: действующий президент Дмитрий Медведев уступил свой пост, даже не попытавшись за него побороться. Уходя без борьбы,  Медведев все же предпринял отчаянные усилия, чтобы запомниться гражданам страны хоть какими-то конкретными делами. Инициировал упрощенный порядок регистрации партий, возвратил выборность губернаторов,  издал указ о создании общественного телеканала. Но даже в этих последних действиях поступил как всегда: замах на рубль, а удар на копейку. Нынешние чиновники - крючкотворы и в 500 подписях, необходимых для регистрации партии, способны найти 90% фальшивых. Выборность губернаторов обставили такими фильтрами, что можно не сомневаться: тот, кто не угоден власти, в кандидаты не пройдет. Общественное телевидение, которое создается по указу Медведева, также будет полностью подконтрольно власти.  Вступая на должность президента, Медведев провозгласил курс на модернизацию и технологическое обновление. Стала ли наша страна за годы правления Медведева хотя бы немного более модернизированной, а экономика - более  технологичной?

 

Валерий Хомяков: Слов всяких было сказано очень много. И «свобода лучше, чем несвобода», и то, что надо модернизировать демократическую систему,  и то, что надо избавляться от госкорпораций, и то, что надо давать больше власти на местах - все это было сказано. Но вместе с тем дел было не так много. Поэтому Медведев - это президент благих начинаний.

 

Татьяна Денисова, политолог: У Дмитрия Анатольевича была и остается такая особенность: он очень эмоционально обсуждает проблему, очень эмоционально дает команды, очень эмоционально строит на протокольных съемках министров и дальше все заканчивается тишиной.

 

Булат Калмантаев, политолог: Относительно модернизации выяснилась такая вещь: здесь важны не только инвестиции, и не только создание каких-то Сколково, а необходима модернизация всего уклада и норм российской жизни. Что вообще по-другому надо. По-другому надо жить, чтобы модернизация вошла в обычный режим. Сколько угодно не вкладывай денег, сколько угодно академгородков типа Новосибирска не создавай - это витрина. К изменению уклада жизни на модернизационный тип, на прогрессистский тип он не приводит.

 

Олег Наумов: Свое итоговое выступление на расширенном Госсовете президент Медведев завершил словами «Искреннее благодарен всем, кто работал со мной все эти годы. Нам многое удалось. Наше общество стало другим - более открытым и более успешным. Наша страна стала привлекательней для жизни…». Как всегда, сама власть дает себе высокую оценку, а граждане оценивают итоги президентства Медведева далеко не восторженно. Еще во времена первого президентства Путина коррупция в нашей стране приобрела огромные масштабы и стала системной. Медведев, став президентом,  сделал борьбу с коррупцией чуть ли не главной темой своего президентства. Как вы считаете, есть ли реальные подвижки в этой сфере?

 

Валерий Хомяков: В этой области сдвигов нет, к сожалению, не получилось. Коррупция - это склейка, на которой держится, собственно говоря, вся структура власти. Кремль говорит губернаторам: вы нам дайте свою лояльность, а мы будем на ваши дела закрывать глаза, чтобы вас никто не трогал. Вот ваша делянка, окучивайте ее, будь то Рязанская область, Московская или сама Москва. Убрать коррупцию, с точки зрения тех людей, которые защищают эту систему власти,  означает, что эта власть просто рассыплется. Поэтому в борьбе с коррупцией успехов нет, и самый яркий пример - это история с отставкой мэра столицы Юрия Лужкова, который был отправлен в отставку в связи с утратой доверия. Позднее президент Медведев разъяснил, что эта утрата доверия была связана с тем, что коррупция в московском руководстве была очень высокой. Но если она была очень высокой, где уголовные дела?

 

 Татьяна Денисова, политолог: Была бы воля. Коррупции не будет на следующий день. Вот воли такой у Дмитрия Анатольевича, хотя он заявил эту борьбу с коррупцией, ее не было.

 

Булат Калмантаев, политолог: До Медведева мы о коррупции говорили где-то на периферии нашей коммуникации. Сейчас коррупция - эта многовековая, извечная беда российского общества переместилась  в центр. И кроме всего прочего относительно ограничений коррупции по крайней мере  приняты некие законодательные акты. Мне представляется, что можно было бы ожидать каких-то видимых достижений? Если бы все-таки не медлили бы между декларациями и реальными делами.

 

Олег Наумов: Дмитрий Медведев обещал оптимальные размеры госсектора к 2012 году, в том числе ликвидацию госкорпораций. 2012 год наступил, каковы результаты?

 

Валерий Хомяков: Ни одна госкорпорация не ликвидирована. Более того, последний проект, СМИ сообщают, что будет создана госкорпорация по Восточной Сибири и Дальнему Востоку, у которой будут огромнейшие полномочия. На нее не будут действовать очень многие федеральные  законы, я уж не говорю о региональных. Госкорпорация будет  хозяином 60% территории РФ. Эта идея уже сейчас начинает обретать некую жизнь, думаю, что она воплотится в законопроект. Поэтому здесь у Дмитрия Медведева полное поражение. Да, кого-то из чиновников федерального уровня он вывел из состава совета директоров, но это мало что меняет: вывели одного чиновника, пришел другой. Поэтому на этом поприще у Дмитрия Медведева успехов просто нет.

 

Олег Наумов: В последние месяцы своего президентства Дмитрий Медведев приготовил несколько прощальных подарков народу: новый порядок регистрации партий, выборы губернаторов, создание общественного телевидения. Как вы оцениваете эти подарки и какова их дальнейшая судьба?

 

Валерий Хомяков: Закон о партиях, в том виде, в котором он уже фактически принят, по нему уже создаются партии. Я знаю тех умельцев, которые уже эти партии клепают по десять штук на заказ: для бизнесменов, для депутатов Госдумы, для тех, кто хочет просто иметь красивую жену, красивую собаку и еще быть лидером партии.  На всякий случай, чтобы было. В дополнение к особняку. Поэтому я считаю, что этот закон выхолащивает саму суть создания партий. Если говорить о законе, касающегося выборов глав субъектов федерации, здесь какое-то ноу-хау. Я понимаю Дмитрия Анатольевича, что он человек современный, модерновый, но вставлять фильтры в виде муниципальных депутатов - это продолжение вопроса о коррупции. То есть коррупцию начинают усиленно продвигать законодательным образом среди депутатского корпуса на местном уровне. Это просто безобразие. Я уж не говорю о фильтре президентском. Не надо ничего придумывать. Все уже давно придумано. Дайте возможность людям избрать тех политиков, кто готов, или кто может, кто способен руководить исполнительной властью в субъекте федерации.

 

Булат Калмантаев, политолог: Я думаю, что сейчас разворачивание либерализации политической системы, будет зависеть от общества. От российского общества и это очень хорошо. Не только от Госдумы, которая принимает, как правило, ущербные законы, и не совсем даже от президента, но от общественных структур, их настойчивости, целенаправленного действия, согласованности и умения идти на компромиссы. От партий, от общественных движений, в том числе от регионов, кстати. Мне думается,  над реализацией либерализации политической системы необходим очень четкий последовательный и очень умный общественный контроль.

 

 

 

Олег Наумов: Дмитрий Медведев на расширенном Госсовете назвал 7 главных задач, которые станут основными для нового правительства страны. Борьба с коррупцией, повышение инвестиционной привлекательности страны, развитие частного предпринимательства,  улучшение жилищных условий россиян - по многим из этих позиций в годы президентства Медведева положение только ухудшилось. Справится ли он с этими задачами, став премьером?

 

Валерий Хомяков: Я бы ему пожелал успеха, но прекрасно понимаю, в какой ситуации он сейчас находится. И будет находиться, когда станет премьером после того, как за него проголосует Госдума. Ситуация у него очень непростая, поскольку так получилось, что собственная команда у него фактически не сложилась, не сформирована, в основном это команда Путина.

Главное, на что я обратил внимание, в прощальном слове он очень много сказал о необходимости местного самоуправления. Это как-то не очень было заметно на фоне семи задач правительства, но, тем не менее, это мне кажется главным. Если хотя бы что-то в этой части, в развитии местного самоуправления, усиления его полномочий, усиления его влияния,  Медведеву как премьеру,  удастся сделать, он тогда во многом будет реабилитирован как не совсем удавшийся Медведев-президент.

 

Татьяна Денисова, политолог: Я  думаю, что Д.А. написали очень доходчивую программу, и он ее доходчиво донес до Госсовета. Но она как-то не очень доходит до населения страны. Нет такого понимания, что это очень серьезная программа. Это просто объективная реальность: у нас в этих семи точках очень плохо. Но можно еще назвать семь других точек,  в которых очень-очень плохо.

 

Олег Наумов: В чем причины очевидной слабости президентства Дмитрия Медведева?

 

Валерий Хомяков: Причину слабости президентства Медведева сказал Владимир Путин 24 сентября прошлого года. Когда на съезде «Единой России» Медведев объявил, что не идет на выборы, что будет выдвинут Владимир Путин, здесь он фактически признался, что играл роль президента, а не был президентом. А человек, играющий роль, никогда не будет сильным.

 

 

Олег Наумов: Своей важнейшей задачей во время последнего выступления на расширенном заседании Госсовета Дмитрий Медведем назвал развитие гражданских и экономических свобод в России. Он сказал: «Больше свободы для каждого - в этом была и остается моя цель». Цель эта за четыре года не достигнута. Свободы не стало больше. В международном рейтинге свободы прессы, составленном американской неправительственной организацией Фридом Хаус, Россия заняла 172-е место из 197 стран. Политические преобразования остались на бумаге. Коррупции только выросла. В рейтинге конкурентоспособности наша страна скатилась с 61 на 65 место в мире, в рейтинге по условиям ведения бизнеса с 112 на 123 место, в рейтинге по уровню развития человеческого потенциала с 63 на 66 место. Теперь на заседании Госсовета Дмитрий Медведев ставит семь задач нового правительства, которое он в ближайшее время возглавит. Кто же поверит, что эти задачи будут выполнены?

 

5 мая 2012 г.

«Орен-ТВ»