Заказ звонка
* Представьтесь:
* Ваш телефон:
Сообщение:
* - поля, обязательные для заполнения
Заказать звонок
Курс валют
Курс валют предоставлен сайтом kursvalut.com
Счетчик

Новости

 


В развитых странах обеспечение качественного питания школьников - вопрос национальной безопасности на деле. У нас, пока только на словах. Олег Наумов и член Общественной палаты Российской Федерации Надежда Школкина в программе «Диалог» телеканала «Орен-ТВ».
опубликовано: 31-10-2010

Олег Наумов: Прошло два месяца с начала учебного года, и за это время уже несколько раз с разных концов страны поступала одна и та же тревожная новость: в школьной столовой отравились дети. Вот только последние цифры: в середине октября в больницу попали 24 школьника из Новоалтайска, а на прошлой неделе 30 детей отравились пирожными в Бурятии. Ситуация становится просто нетерпимой. Шесть дней в неделю родители доверяют ребенка школе, то есть государству. Надеются, что их детей будут учить уму-разуму, оберегать от опасностей, укреплять здоровье и иммунитет. Но эти надежды родителей, к сожалению не оправдываются. Каждый год число пациентов в детских поликлиниках только прибавляется. За последние 10 лет в два раза увеличилось число детей, страдающих гастритами и прочими желудочно-кишечные заболеваниями. Практически все дети, получающие аттестат, уже имеют те или иные отклонения в здоровье. И немалая вина в этом – плохая организация школьного питания. Кто несет ответственность за качество детского питания?

 

Надежда Школкина: Прежде всего,  должна отвечать школьная столовая. Ее работники, персонал, директор школы, если конечно это питание готовится плохо в школьных блоках. Ну и, конечно же, Роспотребнадзор, это в его функции входит. Другое дело, насколько сегодня Роспотребнадзор ограничен в количестве проверок, потому, что если раньше он мог делать это по своему усмотрению, то на сегодняшний день в связи с проведением административной реформы количество проверок уже ограничено.

 

Олег Наумов: По данным соцопроса, абсолютному большинству граждан не нравится, как кормят их детей в школах. 70% опрошенных не довольны санитарно-гигиеническим и эстетическим состоянием школьных столовых, а 5% респондентов вспомнили даже случаи отравления пищей из школьных столовых и буфетов. Что вы можете посоветовать родителям, что лучше: кормить ребенка в школьной столовой, давать ему деньги на обед, или давать ему продукты из дома?

 

Надежда Школкина: Как родитель, я все-таки за то, чтобы мой ребенок получал полноценное горячее питание. И конечно, я бы хотела, чтобы он получал качественное питание. Более того, я могу сказать, что во многих более развитых странах обеспечение качественным питанием населения, и в первую очередь школьников, приравнивается к вопросам национальной безопасности. Правда мы к этому тоже подошли и уже подписана продовольственная доктрина, по ней должно обеспечиваться количество и качество продуктов питания. Я, как родитель, за то, чтобы мой ребенок получал качественное горячее питание. И еще, на сегодняшний день в большинстве наших школьных столовых, к сожалению, очень мало подают к столу овощей и фруктов, кисломолочных продуктов, натуральных соков, рыбных и мясных продуктов, сливочного масла. Таким образом, мало того, что сегодня витаминный голод у детей, так теперь ее нехватка кальция, йода. Представляете при таких нагрузках, которые на сегодняшний день наши дети получают в школах, мы еще фактически их не обеспечиваем полноценным питанием. И еще бы порекомендовала родителям, в обязательном порядке иногда заглядывать в школьные столовые и смотреть, как готовится пища, каково санитарное состояние. Хотя бы, минимум, поинтересоваться у своего ребенка, насколько вкусно готовят, что он кушает. Может быть, он каждый день сосиски ест, что на самом деле не очень полезно для детского организма. От родителей во многом зависит количество и качество питания, которое будет потреблять ребенок каждый день.


Олег Наумов:
Что нам мешает сделать так, чтобы все школьники поучали полноценное горячее питание каждый день? Только ли отсутствие денег?

 

Надежда Школкина: В первую очередь, конечно, и отсутствие денег, но я хотела сказать еще об одном: у нас в РФ на сегодняшний день более 53 тысяч школ. Представляете, из них 85% вместе с пищеблоками были введены в действие до 1980 года. По мнению экспертов, проверявших эти пищевые блоки, оборудование в них изношено до 95%. У нас в 10% школ пищевые блоки вообще отсутствуют, уже не говоря о школах в сельской местности.

 

Олег Наумов: Надежда Школкина утверждает, что молоко является одним из главных и необходимых компонентов детского питания, поэтому является одним из активных инициаторов внедрения на федеральном уровне программы «Школьное молоко».

 

Надежда Школкина: Суть на самом деле простая: обеспечить школьника каждый день на регулярной основе молоком, в качестве дополнительного питания. Вы знаете, что молоко поставляет кальций и белок в организм. Немного статистики. Если школьник выпивает 200 миллилитров молока, он получает до 40 % дневного рациона кальция, 24% витамина А, и 15% белков и жиров. А вы знаете, что когда организм формируется, ему необходимо очень много кальция. Так вот, с 6 до 14 лет, в организме должно образоваться более одного килограмма кальция. Где его взять? Только от полноценного питания. Я могу сказать, программа «Школьное молоко» прекрасная, все ее поддерживают, но реализуется она на сегодняшний день только в 35 регионах и охватывает чуть больше 2 миллионов учеников. Все министерства поддерживают, но как это не банально, мы опять упираемся в отсутствие денег.

 

Олег Наумов: Многие говорят, что главная причина некачественного детского питания кроется в существующем законе о госзаказе, по которому этот заказ получают те, кто предложил самые низкие цены. Так ли это?

 

Надежда Школкина: К сожалению, у нас есть закон, где действительно госзаказ распределяется только на конкурентных основаниях, но тут государство уже должно определить четкие критерии и за эти деньги мы должны получать качественный продукт, мы не должны гнаться за ценами в ущерб здоровья наших детей. Просто нужно прописать четкие критерии отбора поставщиков продуктов.

 

Олег Наумов: Сейчас школьные обеды готовятся либо непосредственно в школьной столовой, либо централизованно поставляются из комбинатов. Как вы считаете, какой вариант лучше?

 

Надежда Школкина: Вы знаете, на мой взгляд, вариант и тот и другой хорош, и выбор должны делать школьные учреждения, родители, и надо в первую очередь спрашивать у школьников, что им нравится. Здесь самое главное, чтобы был контроль за качеством продукции, чтобы стоимость продукции была доступна и чтобы было вкусное и сбалансированное питание. Чтобы поставлялась не только одна каша, а она дополнялась и фруктами, овощами, соками.

 

Олег Наумов: Почему у нас не перенимается опыт организации питания авиакомпаниями?

 

Надежда Школкина: В этом направлении тоже делаются некоторые шаги, все прекрасно понимают, что реформа нашего питания нужна. Я думаю, что опыт наших авиаперевозчиков тоже изучался. Но, судя по тому, что в 2008-2009 годах, в рамках Нацпроекта выделенные 2 миллиардов рублей на региональные экспериментальные проекты пошли на переоснащение пищевых блоков, я могу понять, что мы пока больше останавливаемся на организации питания в столовых на местах. Я знаю, что по этой программе в этих регионах в десятках школ пищеблоки уже были переоборудованы. Т.е. мы пробуем разные пути, сравниваем, и не можем тупо перевести любое новшество из другой области. У нас есть еще менталитет свой особенный. Поэтому идут эксперименты, и еще через несколько лет будет определена система, которая заработает.


Олег Наумов: В селе – одни возможности, в небольшом городе – другие, в Москве – третьи. Должна ли эта программа быть централизованной?

 

Надежда Школкина: Я считаю, что равный принцип должен быть для всех, на кону здоровье наших детей, поэтому, я считаю, что все должны быть в одинаковых условиях. Дети, вне зависимости от того, где они живут, должны получать все до одного, горячее питание. Должно все-таки быть два направления. Школьная столовая, если это очень большая школа и у нее достаточно учеников, чтобы иметь свой пищеблок, чтобы он был рентабельным. Если это маленькие школы, почему бы на этот куст не сделать единую централизованную кухню, которая будет питание развозить. Самое главное нужно учитывать, качество и протяженность дорог в сельской местности, иногда доставка обедов может составить значительный временной промежуток, важно чтобы дети не остались без обеда.

 

Олег Наумов: Какие условия необходимы, чтобы в школьных столовых наших детей кормили вкусной, качественной и полезной едой? 

 

Надежда Школкина: В первую очередь надо разрабатывать госпрограмму. Если у нас не будет настоящей госпрограммы по развитию социального питания, школьного питания, то без этого мы вообще никуда не продвинемся. К сожалению, Россия как привыкла развиваться? У нас есть четкая программа, показатели, мы к ним идем. Пока будем говорить на уровне концепций, положение будет меняться очень слабо. Поэтому для начала, в первую очередь нужно сделать программу. Можно запустить первую программу на федеральном уровне по школьному молоку, посмотреть, как она работает. Затем уже сделать программу школьного питания. Мне хотелось бы, чтобы эта программа была более конкретной. Если у нас на сегодняшний день 53 тысячи школ, то хотелось бы понять, в каком году мы закончим полное переоснащение системы питания в них, какое качество мы получим в результате.

Олег Наумов: Как показывает мировой опыт, создание современной системы  школьного питания невозможно без участия государственных инвестиций в финансировании школьных рационов. Подобная практика применяется во всем мире на протяжении последних 50 лет.  Мировой опыт также показывает, что качество, доступность и безопасность школьного питания достижима только при наличии системы централизованного производства, доставки и распределения рационов. В нескольких регионах страны идут эксперименты - появляются комбинаты централизованного питания. Возможно, что за этим будущее. Но, даже решив материальные проблемы, мы должны помнить, что система будет работать эффективно только в условиях прозрачности и постоянного контроля со стороны родительской общественности. И еще. Время, отводимое на питание детей в российской школьной столовой, составляет 15 минут. В США время большой перемены между  занятиями  составляет от 1 часа до 1,5 часов. В Англии на питание ребенка отводится 45 минут большой перемены. Чтобы обеспечить качество питания школьников, просто необходимо пересмотреть школьное расписание.  Убежден: когда общество  поймет всю важность проблемы, то законодатели найдут на ее решение необходимые средства, а исполнительная власть эффективно реализует национальную программу школьного питания.

 

31 октября 2010 г.

«Орен-ТВ».