Заказ звонка
* Представьтесь:
* Ваш телефон:
Сообщение:
* - поля, обязательные для заполнения
Заказать звонок
Курс валют
Курс валют предоставлен сайтом kursvalut.com
Счетчик

Новости

 


Автор и ведущий программы «Диалог» телеканала «Орен-ТВ» Олег Наумов и участники его программы подводят итоги прошедшего политического года.
опубликовано: 27-06-2010

Олег Наумов: Заканчивается телевизионный и политический сезон. Впереди – время отдыха, летних отпусков и каникул. Сегодняшнюю нашу программу мы решили посвятить подведению итогов года прошедшего. За  десять месяцев выхода в эфир героями нашей программы стали известные политики, экономисты, общественные деятели. С ними мы говорили о тех событиях, которые происходят в стране, обсуждали проблемы,  волнующие всех. В этой итоговой программе хотелось бы вспомнить, какие же события, явления и люди стали главными и определяющими  вектор  развития страны.

Начало телевизионного года совпало с формированием нового курса президента  Дмитрия Медведева на модернизацию. Впервые глава государства привлек к обсуждению документа общественность. Опубликовав статью \"Россия, вперед!\", он призвал всех заинтересованных высказывать свой взгляд на дальнейшее развитие страны. Для большинства очевидно, что без активного участия всех общественных сил модернизация вряд ли будет возможна.

 

Валерий Хомяков, политолог. 15 ноября 2009 г. Нашу страну модернизировали всегда исключительно сверху, и не важно, кто это был, Иван Грозный, Петр Первый, большевики, Борис Ельцин, Владимир Путин. Модернизация шла оттуда. Кулаком стукнули, сверху пока дойдет, уже от этого удара уже мало что чувствуется. Поэтому президент начал с серьезного тезиса, который, безусловно, заслуживает осмысления, что модернизация должна идти на основе общечеловеческих ценностей и демократии.

 

Олег Наумов: Программа модернизации страны долгосрочна, очень амбициозна и затрагивает все сферы жизни страны. А вот удастся ли ее реализовать, этот вопрос до сих пор остается открытым.

 

Валерий Зубов, депутат Госдумы, фракция «Справедливая Россия».

23 мая 2010 г. Как говорят мудрые китайцы, дорога в пять тысяч миль начинается с первого шага. Шаги сделаны. Сегодня понятно, что без модернизации у страны нет будущего. Какие конкретно формы примет эта модернизация, поначалу будет иметь чисто технократический характер, без политических изменений серьезных? Либо начнутся серьезные политические изменения, потому что прекрасно понимают, что это всегда подспорье для модернизации, и без политических изменений модернизация технократическая идет тяжелее всегда, все-таки есть мировой опыт. Не знаю. Но то, что сегодня модернизация утвердилась в общественном мнении и стала бесспорной истиной для элиты – это бесспорно. В этой структуре экономики, которая целиком, от бюджета, до наших заработков, во всем зависит  от нефти и газа и более того, не от того, сколько мы добываем, а от того, какая цена сложилась на мировом рынке, без модернизации у России нет будущего.

 

                                                          *   *   *

 

Олег Наумов: Новая стратегия модернизации страны в каком-то смысле стала ответом на экономический кризис, разразившийся во всем мире, и в том числе в России. Многие высшие чиновники утверждали, что Россия страдает из-за ошибок финансовой политики США. Но президент призывает не искать виновников кризиса вовне. А все ведущие экономисты в один голос утверждают, что тяжесть кризиса в стране во многом предопределена тем, что у нас сырьевая экономика.  И тут забрезжила надежда: а может, хотя бы кризис  заставит нас уйти от нефтяной зависимости и тем самым в итоге обернется благом для нашей экономики?

 

Андрей Нечаев, президент банка «Российская финансовая корпорация».

22 ноября 2009 г. К сожалению, кардинально ситуация не поменялась. Одной из иллюстраций этого может служить проект бюджета на 2010 год. Если в 2009 у нас был сильный провал нефтегазовых доходов, и конечно, бюджет был с колоссальным дефицитом, мы вынуждены расходовать резервный фонд, но мы, тем не менее, формально меньше зависели от доходов от нефти и газа. То в бюджете на 2010 год у нас 45% доходов это нефтегазовые доходы, т.е. доходы от экспорта топливно-энергетических ресурсов. Мы практически вернулись на докризисный уровень, что означает, что реально в нашей экономике ничего не поменялось. Очищающее воздействие кризиса, технологическая перестройка, которая вызывает всегда какое-то обновление корпоративного управления, изменение прозрачности компаний и т.д. – все позитивное, что обычно связывают с кризисом, помимо того огромного количества негатива, который он приносит,  в том числе в социальной сфере, мы, к сожалению, ничего этого с вами отметить не можем. Мы как вошли в кризис сырьевым придатком, так из него и выходим.

 

Олег Наумов: Об опасности нефтяных денег известный экономист и реформатор Егор Гайдар предупреждал нас задолго до кризиса. Вот что говорил он в нашей программе еще в 2006  году.

 

Егор Гайдар, директор института экономики переходного периода.

Архив 2006 года. Да, Россия – страна, богатая ресурсами сырья и энергетики. Ну что с этим сделаешь! Это наша данность. Как и многие другие, в том числе и очень развитые страны, такие, как Канада, Австралия, Норвегия, мы вынуждены сталкиваться с проблемами, которые порождает энергобогатство. Это то, что называют в мировой экономической литературе «нефтяным проклятием». В чем его суть? Ведь быть экспортером нефти отнюдь не позорно. Норвегия – один из крупнейших экспортеров нефти и газа в мире, ну и что? Самая развитая страна в мире. Проблема в том, что этот рынок очень необычный. Цены на нем колеблются в диапазонах, которые совершенно несопоставимы с тем, которые характерны для крупных диверсифицированных экономик. И в этой связи конечно стратегически для нас задача создания предпосылок формирования более диверсифицированной экономики, менее зависимой от конъюнктуры рынков, которые мы не умеем прогнозировать и не умеем управлять. Это стратегически важно для того, чтобы обеспечить стабильность жизни в России на следующие десятилетия.


Олег Наумов:  16 декабря 2009 года Егора Гайдара не стало. Экономист, политик, автор либеральных экономических реформ в России он воспринял от своих предков, деда по отцовской линии Аркадия Гайдара и деда по материнской линии уральского сказочника Павла Бажова многие таланты и главный из них – служение своей Родине. Егор Гайдар возглавил правительство в начале девяностых, когда уже произошел распад СССР. Казна была пуста, не хватало продовольствия. Реформы Гайдара спасли страну от голода и внутренних смут.

 

Леонид Гозман, сопредседатель партии «Правое дело». 21 марта 2010 г.  

Мне кажется, он считал самым главным своим достижением то, что ему удалось предотвратить голод и гражданскую войну, тогда, в начале 90-х.

Он был великим патриотом, действительно. Таким же, как Витте, Столыпин, Александр Второй. Во-первых, он хотел отвести от своей страны разнообразные несчастья. И он их отводил очень эффективно. Во-вторых, он хотел, чтобы это была хорошая страна. Он хотел, чтобы в России люди жили свободно, достойно, и сам много для этого сделал.

 

Андрей Нечаев, президент банка «Российская финансовая корпорация».

21 марта 2010 года. Только очень мужественный человек с высочайшей ответственностью за страну мог взяться за ту задачу, за которую взялся Гайдар. Получить на руки абсолютно разваленную экономику, которую нужно было вытаскивать действительно из пропасти, часто очень тяжелыми мерами, и для населения, и для того, кто принимал эти решения. Гайдар был мудрым человеком,  идя на это, он понимал, что не заслужит благодарности у современников. И что многими он будет ненавидим и проклят, но он шел на это сознательно, таким образом, понимая свой долг перед страной. В каком-то смысле, зачеркивая свое личное будущее, не просто как политического деятеля, но даже как академического ученого. Он делал это ответственно ради долга перед страной. 

 

                                                           *   *   *

 

Олег Наумов: Экономический кризис больно ударил по социальной сфере, поскольку главный рецепт, который прописали экономисты – сокращать расходы. В Германии отменяют фиксированное пособие по безработице. Во Франции замораживается повышение всех социальных выплат, кроме пенсий. В Греции пенсии не будут повышаться до 2013 года. Что касается России, такого масштабного урезания социалки, как в Европе, у нас не будет. Ведь впереди выборы. Да и куда урезать. На мизерное пенсионное пособие многие и сейчас едва выживают. В нашей конституции записано, что наше государство социальное. Но можно ли назвать наше государство «социальным», если большинство граждан не надеются на него, а рассчитывают только на собственные силы?

 

Олег Шеин, депутат Госдумы, фракция «Справедливая Россия».  25 апреля 2010 г. Понятно, что назвать его таковым нельзя, это было бы нелепо, и я полагаю, что ни один человек, кроме адептов существующей партии большинства, таких слов не произнесет. Мы помним выступление президента о том, что здесь надо очень основательно работать. Тем не менее, за последние два года определенные подвижки есть. В хорошем смысле этого слова. Я имею в виду валоризацию, то есть пересчет пенсии по советскому стажу – это хорошее решение. Я имею в виду право инвалидов на то, чтобы им пенсия начислялась исходя из роста потребительской корзины. Я имею в виду решение по военным пенсионерам, которые получили право на вторую гражданскую пенсию. Я имею в виду решение по женам офицеров: то время, когда они находились в военных городках включать в стаж. И этот список можно продолжать. То есть ряд очень важных действий, которые было необходимо предпринимать, государство осуществило. Другое дело, что это далеко не все, что мы хотим видеть, а подчас принимаются решения отталкивающие обратно в период разрушения социальных гарантий. И конечно в первую очередь вызывает тревогу закон о бюджетных учреждениям, по которому многие школы, поликлиники очень скоро могут отправиться в свободное рыночное плавание, самостоятельно зарабатывать себе деньги на жизнь, последствия мы все хорошо понимаем.

 

Олег Наумов: Речь идет о  нашумевшем законе о государственных и муниципальных учреждениях. Он вступит в силу с  января 2011 года, но бурные дебаты по поводу нового закона идут вовсю. Парламентская оппозиция заявляет, что реализация норм закона приведет к тому, что медицинское обслуживание, получение среднего образования станут в основном платными. А разработчики закона утверждают, что нововведение будет способствовать повышению качества оказываемых услуг, более  рациональному расходованию государственных средств.

 

Лев Якобсон, профессор, проректор Высшей школы экономики. 20 июня 2010г.

В этом законе нет, не только ничего страшного, но по сути своей ничего особенно нового, если говорить о жизненных реалиях. Основное содержание этого закона – это приведение законодательства в соответствие с теми жизненными реалиями, которые сложились в бюджетной сфере за последние два десятилетия. Закон упорядочивает нынешнюю практику, которая не похожа на советскую, поэтому многим не нравится в принципе, но те, кто принимают хотя бы в принципе изменения, произошедшие за 20 лет, для них этот закон – это внесение ясности, это порядок, это возможность жаловаться на необоснованные цены, на замену бесплатного, платным. Как раз сегодня-то эта замена происходит, и ничем не ограничена. Новый закон вводит на этот счет процедуры, необходимость согласований, утверждения списков, и все такое прочее. Это закон, касающийся промежуточной стадии между планированием и реализацией обязательств государства. При том, что сами обязательства остаются во многом туманными. Задача их конкретизации, лучшего бюджетного обеспечения этих обязательств гораздо более сложная, чем задача написания этого закона. Вот ее надо решать.

 

Олег Наумов: Лучшее бюджетное обеспечение конечно не помешает, но при любой ситуации важно эффективно расходовать имеющиеся средства, чтобы они не разворовывались, а все до копейки шли на улучшение благосостояния граждан. В этом году Государственная дума даже озаботилась тем, насколько состояние здоровья граждан зависит от их кошельков, и в первом чтении одобрила законопроект «Об обращении лекарственных средств». По этому новому закону  предельные отпускные цены на лекарства должны проходить обязательную ежегодную государственную регистрацию. Повышать цены на лекарства теперь можно будет не более одного раза в год и только с разрешения контролирующих органов.

 

Эльмира Глубоковская, депутат Госдумы, фракция «Справедливая Россия».

28 марта 2010 г. Я считаю, что россияне очень правильно сегодня проявляют такой интерес к этому закону, потому что ничего нет важнее здоровья, своего и своих близких. А здоровье во многом определяется качеством и безопасностью лекарственных препаратов. Рынок товарооборота лекарственных средств превышает у нас в стране 10 миллиардов долларов ежегодно, что сопоставимо с сырьевым рынком, нефтяным и газовым. И вот к сожалению, до последнего момента, государственного регулирования на этом рынке не было никакого. И за качество и безопасность лекарственных препаратов у нас отвечали либо производители, которые не всегда были добросовестными, либо, что еще хуже, дистрибьюторы, т.е. компании, которые реализовывали препараты через розничную аптечную сеть.  Теперь государство будет регулировать все этапы производства лекарственного препарата, начиная от идеи создания препарата, и включая все этапы: доклинические, клинические испытания. И завершающий этап – государственный контроль за эффективностью и безопасностью лекарственных препаратов. То есть теперь всюду государство будет присутствовать. И к чему это приведет? А к тому, что государство говорит: да, теперь и мы берем на себя ответственность за эффективность и безопасность лекарственных препаратов.

 

Олег Наумов: Но как обеспечить высокое качество и эффективность отечественных лекарств, если наша фарминдустрия отстала от мировой на 45-50 лет? Ответы на эти и другие вопросы должны быть даны в ближайшее время, иначе принятие нового закона  « Об обращении лекарственных средств» обернется для населения не облегчением, а еще большими проблемами.

 

                                                        *   *   *

 

Олег Наумов: В начале программы мы уже говорили, что модернизация в стране невозможна без демократизации политической жизни.  У президента Медведева есть свое понимание, как надо решать главные проблемы развития страны.  Это понимание Медведев демонстрирует вполне конкретными действиями: принят пакет антикоррупционных законов, изменяется структура армии, идут перемены в МВД и исправительной системе, принят ряд шагов по демократизации политической системы и выборов.

 

Валерий Зубов, депутат Госдумы, фракция «Справедливая Россия». 23 мая

2010 г. Шаги, которые делает президент по демократизации политической жизни, я бы сказал, могли бы быть и поразмернее. Какая-то избыточная осторожность. Общество готово к таким изменениям. Значительная и наиболее активная часть как раз бы приветствовала более решительные движения к демократизации. Посмотрите, совсем не так много было сделано, для того чтобы изменилось у нас положение в исправительной системе. Всего лишь принята в Уголовный кодекс поправка, не сажать  бизнесменов до решения суда, ведь они никого не убили. Но положение стало меняться радикально. Потому, что все это моментально ложится довольно широко на подготовленную почву. Поэтому шаги есть, но, на мой взгляд, пока еще очень осторожные. А общество готово к этим действиям.

 

Олег Наумов: Активная позиция общества – это очень хорошо, но без четкой и слаженной работы государственного аппарата никак не обойтись. В то же время  мы имеем МВД, которое люди боятся больше, чем бандитов, и имеем правосудие, которое именуют «басманным». Сможет ли власть  измениться?

 

Юрий Рыжов, академик Российской академии наук. 13 декабря 2009 г.

Сверху нет. Власть сама себя изменить не может, так же как в свое время оказалось, что КПСС не реформируема изнутри. Горбачев был вынужден согласиться на отмену 6 статьи, ну и потом мгновенно в три дня все рухнуло. Если продолжать вот так закручивать гайки, то конечно шанс есть какого-то взрыва котла. Не хотелось бы. Потому что я и многие мои коллеги примерно так же думающие, как я, все равно считают, что желателен эволюционный путь, эволюция снизу, сверху, сбоку, но  только не революция. Ибо всегда есть шанс, что она выльется в кровавые события, которые приведут к еще худшему положению общества, народа, страны

 

Олег Наумов: Для того, чтобы не случилось революции, у народа, у общества должны быть реальные рычаги влияния на власть: независимая выборная система, свободные средства массовой информации, справедливый суд. Без этого нам не удастся решить острейшую на сегодняшний день проблему - коррупцию. Мы покупаем товары на треть дороже, потому что платим коррупционную дань «разрешителям» и «правоохранителям». Откаты и взятки – большая доля в цене квадратного метра жилья. Покупается даже жизнь и здоровье людей. Пьяный водитель, откупившись от гаишника, на следующем перекрестке сбивает пешехода. Купившие «пропуск» террористы убивают десятки мирных граждан.

 

Валерий Хомяков, политолог. 15 ноября 2009 г. Мне кажется, президенту нужно совершить некий подвиг. Он должен убить дракона. Для того, чтобы вороватая элита, чиновники, которые занимаются фактически обналичкой своего права подписи, действительно переполошились должны быть громкие дела. На всю страну. И люди, которые должны оказаться на скамье подсудимых, должны быть всенародно известны. Тогда действительно президент убьет дракона. И тогда Дмитрий Медведев станет в полном смысле президентом страны не только по Конституции, не только по тем обязанностям, которые на него возложены, но  еще и по смыслу.

 

Сергей Петров, депутат Госдумы, фракция «Справедливая Россия». Борьба с коррупцией немыслима без общей демократизации в стране, без политической конкуренции. Необходимо создать такие условия, когда каждый занявший пост будет понимать, что если он плохо исполняет свои обязанности, или уж тем долее замешан в коррупции, будет отстранен или не переизбран на свой пост. Не должно быть  административной и телевизионной монополии одной партии. Политические партии должны конкурировать между собой на равных и успехом быть обязаны только поддержке своих избирателей.

 

Олег Наумов: Президент Медведев сделал тему борьбы с коррупцией одной из главных еще в своей выборной кампании. Что изменилось за два года? За это время было несколько громких дел, в результате которых крупные взяточники схвачены за руку и наказаны. Чиновников обязали публиковать декларации о доходах и имуществе своих жен и детей. Министр финансов Алексей Кудрин предложил сократить число федеральных чиновников на 20%. Надо идти дальше: объявить полный запрет на подарки должностным лицам, обеспечить контроль над расходами и уголовную ответственность за незаконное обогащение. При этом остается привычная гнилая атмосфера, когда с помощью взяток можно решить любые бытовые вопросы, от медицинских справок до дипломов об образовании. Сможем ли мы справиться с этим злом? Просто обязаны.

 

«Орен-ТВ»

27 июня 2010 г.