Заказ звонка
* Представьтесь:
* Ваш телефон:
Сообщение:
* - поля, обязательные для заполнения
Заказать звонок
Курс валют
Курс валют предоставлен сайтом kursvalut.com
Счетчик

Новости

 


Как обустроить российско-казахстанскую границу, чтобы она была открыта для честной торговли и бизнеса и закрыта для наркотиков и нелегального ввоза товаров? Олег Наумов и директор Оренбургского филиала ФГУ Росгранстрой Виктор Доценко в программе «Диалог» телеканала «ОРЕН-ТВ».
опубликовано: 14-03-2010

Олег Наумов: После того, как восемнадцать лет тому назад Советский Союз распался, образовались новые независимые государства, границ между которыми практически не было. Ведь раньше все мы: и Россия, и Украина, и Казахстан жили в одном государстве. Все эти годы возлагались надежды на совместную охрану границ СНГ, но они не оправдались. И теперь каждому государству предстоит самостоятельно позаботиться о своих рубежах. Для Оренбуржья граница - это дело не новое. Проведением пограничной линии с Казахстаном  еще два с лишним века назад занимался наш выдающийся краевед Петр Иванович Рычков. А сегодня работу по обустройству почти двух тысяч километров границы с Казахстаном в пределах нашей области предстоит выполнить созданному в прошлом году Оренбургскому филиалу Росгранстроя.

Что сегодня представляет, из себя граница Оренбургской области с Казахстаном?

 

Виктор Доценко: Российско-казахстанская граница очень протяженная. И почти треть этой границы находится на территории Оренбургской области. Граница эта новая, и сегодня прошли большие работы по делимитации, сейчас начинаются работы по демаркации границы, то есть она физически будет наноситься и это очень сложный процесс. Больше 15 лет он готовился, и сейчас будут устанавливаться пограничные столбы.

 

Олег Наумов: Наверно, поэтому возникла необходимость создания Оренбургского филиала Росгранстроя?

 

Виктор Доценко: Четыре области входят в структуру нашего филиала, аэропорты, автомобильные и железнодорожные пункты пропуска. Мы сегодня принимаем на себя обязательства по эксплуатации пунктов пропуска, по развитию инфраструктуры приграничья. Задача, которая была изначально поставлена перед нами - граница не должна разделять, она должна объединять два государства, она должна быть удобной. И для бизнеса, чтобы границы были прозрачными, чтобы можно было свободно перемещать товары. И для людей, чтобы люди свободно переезжали. Тем более что у нас такая большая историческая связка с Казахстаном. С другой стороны, граница должна стать жестким барьером на пути контрабанды, на пути наркотиков, оружия.

 

Олег Наумов: Закрыть дорогу контрабанде и наркотикам - задача непростая. Протяженность границы только по Оренбуржью составляет1820 километров. Пункты перехода стоят больших денег. А охранять все бездорожье - это стоит уже не просто больших, а огромных денег. На обустройство оренбургского участка российско-казахстанской государственной границы из федерального бюджета выделено около 8 миллиардов рублей. Работа началась с мониторинга пунктов пропуска, анализа их состояния и оснащенности. Что показал мониторинг в зоне ответственности Оренбургского филиала Росгранстроя?

 

Виктор Доценко: он показал необходимость строительства автомобильных пунктов пропуска, у нас на сегодняшний день в стадии строительства находятся 3 пункта пропуска, один из них сдается – это Муштаково на трассе Самара – Уральск и дальше вглубь Казахстана. Строится большой пункт пропуска в Илеке и в этом году он будет сдан. Строится пункт в Орске. Большой железнодорожный  пункт в области строится в Соль-Илецке. Мониторинг показал, что пункты пропуска действительно загружены, есть необходимость в обустройстве, в дальнейшем развитии инфраструктуры, потому что у нас есть пункты пропуска с очень высокой нагрузкой, до 800 автомобилей проходит в сутки. Есть пункты с меньшей нагрузкой.  Но в любом случае, например, и Комсомольский, и Светлый – эти пункты очень важны, потому что у них нет альтернативы, они  закрывают собой целое направление. И с этим связаны интересы развития экономики, как Казахстана, так и России, и нашей Оренбургской области.

 

Олег Наумов: В итоге, каково будет состояние этой границы, сколько будет пунктов пропуска? Есть какая-то задача, которая поставлена?

 

Виктор Доценко: Их не должно быть очень много, потому что каждый пункт пропуска - это десятки миллионов государственных денег, которые тратятся на их содержание. С другой стороны, их должно быть достаточно, чтобы люди не имели проблем с перемещением, с перевозкой грузов. Большая нагрузка ложится на автомобильные пункты пропуска, потому что это ежедневная задача, большая нагрузка ложится на аэропорты, а их у нас 6, в том числе: Самарский, Пермский, Уфимский и 3 оренбургских. Люди должны пересекать границу в комфортных условиях. Для Оренбургской области граница, с одной стороны - это огромный плюс, потому что это тысячи рабочих мест, у нас в одной таможне работает свыше тысячи человек. Сегодня будет очень большая стройка, обустраиваются погрангородки, строятся пункты перехода – это все деньги, которые реализуются на территории Оренбургской области. С другой стороны, большая головная боль, потому что нужно всеми этими вопросами заниматься.

 

Олег Наумов: Срок действия федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации» продлен до 2011 года? В чем причина, что, не удалось за это время сделать?

 

Виктор Доценко: Что-то не удалось нормально проработать на этапе проектирования. И сегодня ряд объектов просто не завершены. В частности, в Оренбургской области. Это с одной стороны. С другой стороны – эта отсрочка и продление программы дает возможность нам сейчас более вдумчиво подойти к подготовке следующей программы. И здесь на наш филиал ложится большая ответственность, мы готовимся к строительству автомагистрали, которая соединит Европу и Азию, так называемая «пекинка», на которую возлагаются большие надежды. Практически 6 миллионов морских контейнеров перемещается ежегодно из Азии в Европу. И только 2% перемещается наземным транспортом. А через море - это большой и достаточно сложный путь. Сегодня трасса проектируется и пойдет она через нашу область. И мы должны быть к этому готовы. Должны быть готовы автомобильные пункты пропуска, и они должны проектироваться с учетом того, что они будут стоять в районе пересечения этой трассы у входа на российскую территорию.

Олег Наумов: Росграница тесно взаимодействует с соответствующими структурами Евросоюзом и Международной организацией по миграции. В чем суть этого взаимодействия?

Виктор Доценко: Не должно быть разницы в пересечении российско-финской, российско-казахстанской или российско-монгольской границы. Везде у нас должны действовать единые стандарты. В этом мы тесно взаимодействуем с европейцами.

Олег Наумов: Какие проблемы и трудности встречает Оренбургский филиал «Росгранстрой» сегодня?

Виктор Доценко: Сегодня, когда мы начинаем ставить столбы, мы же их ставим на чьих-то полях. И когда будет формирование пограничной зоны в 90 метров, ведь эта земля сегодня чья-то собственность. И существует очень много организационных вопросов, которые нам нужно сегодня решать.

 

Олег Наумов: Как повлияет создание таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии, на работу по обустройству границы?

 

Виктор Доценко: Это накладывает на нас дополнительную ответственность, потому что и сегодня контрольные органы, которые готовятся к началу полномасштабного действия этого союза – уже ставят вопросы по внешним периметрам. Внешние рубежи таможенного союза уходят на казахские границы а там они такие же, как здесь, они тоже новые, их тоже не было и порой, так же как и здесь они проходят посередине населенных пунктов. У Казахстана почти 3 тысячи шестьсот километров – тоже новые границы, и только очень маленький участок с Китаем – это старая граница. Мы прекрасно понимаем, что рядом Афганистан, который на сегодняшний день является центром производства наркотиков, которые транспортируются через Таджикистан, Узбекистан, Казахстан, и через Россию. Входя в таможенный союз, мы должны понимать, что задача союзных государств, обустройство общего периметра. Поэтому неслучайно есть постановление правительства о проведении мониторинга внешних границ, и мы должны этими общими вопросами заниматься.

 

Олег Наумов: В какой степени обустройство границы поможет перекрыть дорогу наркотрафику, контрабанде товаров?

 

Виктор Доценко:  Закрытые двери всегда являются преградой. И сегодня это обустройство границ это формирует.

 

Олег Наумов: Добрососедские отношения Оренбуржья с Казахстаном сложились давно. Проведение пограничной линии не разделило наши страны. Экономические, торговые отношения и сегодня развиваются достаточно активно.

Можно ли надеяться, что эта активность будет еще большей тогда, когда граница будет обустроена?

 

Виктор Доценко: Я надеюсь, потому что как только будет реализована программа по строительству дорог, как только будут благоустроены пункты пропуска, которые позволят быстрее проходить через них, от этого все выиграют. И мы в этом крайне заинтересованы, и оренбуржцы, и наши казахстанские партнеры и коллеги, потому что самое главное в том, что экономика строилась в советские времена, не глядя на границы. И сегодня мы, создавая благоприятные условия,  сможем восстановить в те экономические связи.    Того, что было, уже конечно не будет, но в любом случае, нам жить, нам совместно работать и всегда лучше рядом иметь сильного соседа, богатого соседа. Развитие всестороннего сотрудничества является и нашей целью, и целью наших казахстанских партнеров.

 

Олег Наумов: Границы либо сближают народы, либо разделяют их. Все зависит от того, кто и с какими целями их проложил. Нельзя сказать, что новая граница с Казахстаном разделила наши народы. Приграничное сотрудничество развивается вполне успешно: это касается и увеличения объемов торговли, и совместных экономических проектов. Один из таких примеров: добыча газа в Казахстане и его переработка на Оренбургском Газзаводе. Но есть и серьезные проблемы. Это наркотики и контрабанда. Если эти проблемы не решать, они в итоге могут нас разделить. Особенно наркотики, которые на пути из Азии в Европу в значительной степени оседают в Оренбуржье и несут горе в наши семьи, убивают молодежь. Программа по обустройству границы, в которую сегодня вкладываются огромные средства, должна стать одним из важнейших инструментов решения этих проблем  и обеспечить не только расширение экономического сотрудничества, но и безопасность наших граждан.