Заказ звонка
* Представьтесь:
* Ваш телефон:
Сообщение:
* - поля, обязательные для заполнения
Заказать звонок
Курс валют
Курс валют предоставлен сайтом kursvalut.com
Счетчик

Новости

 


150 лет Антону Павловичу Чехову, который верил, что наступит такое время, когда из русской жизни навсегда уйдут рабство, зависть, хамелеоны и унтер-пришибеевы. Олег Наумов и главный хранитель музея «Мелихово» Ксения Чайковская в программе «Диалог» телеканала «ОРЕН-ТВ».
опубликовано: 31-01-2010

Олег Наумов: На этой неделе исполнилось 150 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова.  Юбилей писателя - это праздник не только российской, но мировой культуры. В рамках программы юбилейного года в разных городах страны проводятся  выставки его книг, чеховские чтения, а в Москве в эти дни проходит Международный театральный фестиваль, носящий имя писателя. Его пьесы «Три сестры», «Чайка», «Вишневый сад» стали мировой театральной классикой и ставятся в лучших театрах по всему миру.

Цель своей жизни Чехов выразил словами: \"Хорошо, если бы каждый из нас оставил после себя школу, колодезь или что-нибудь вроде, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно\". И это не просто слова.

Сам Чехов, невероятно волевой и деятельный,   за свою недолгую жизнь успел очень много сделать полезного. Он был земским врачом, попечителем, строителем школ и больниц.  Он проехал по всей России, и все в ней видел, и дурное,  и хорошее. Считал, что хорошего было больше. А плохое - оно  лишь на поверхности народного быта, а сердце народное по-прежнему величаво и праведно. Эта глубокая чеховская вера в затаенную до времени силу и правду народа проходит через все творчество писателя.

Расцвет творчества Чехова пришелся на тот период жизни, когда он уезжает из Москвы и покупает имение в Мелихове. «Если я врач, то мне нужны больные и больница, если я литератор, то мне нужно жить среди народа, а не на Малой Дмитровке... — писал Чехов. Нужен хоть кусочек общественной и политической жизни». В Мелихове Чехов много и с удовольствием работает: он принимает больных из окрестных деревень, пишет свои рассказы и пьесы, хлопочет об открытии сельской школы, участвует в переписи населения. К нему часто приезжают гости, друзья; устраивают концерты, читают стихи. Здесь все нравится Чехову: нравится сажать деревья, разводить рыб в пруду, нравится собственная комната с письменным столом, с камином, с большими окнами. Зимой окна до половины заносит снегом, и Чехову особенно весело, когда с сугроба заглядывают в них зайцы. Весной в окна смотрят цветущие яблони, за которыми ухаживает сам Антон Павлович.

 

Ксения Чайковская, главный хранитель музея «Мелихово»: Я считаю, что в Мелихово не просто были написаны 42 произведения, а в Мелихове были написаны шедевры. Вы представляете: «Чайка», «Дядя Ваня», «Человек в футляре», «О любви», «Крыжовник», «Бабье царство», «Три года», «Палата № 6»… Вот они, произведения, которые рождались вот здесь, в Мелихове,  в маленьком флигеле, который прячется в глубине сада, в этом кабинете, за этим столом. Вот этот стол ведь подлинный чеховский стол. Так, что Мелихово это такое место, где Чехову и писалось, и работалось. Все было на подъеме.

 

Олег Наумов: История Россииэто история несвободы. Сотни лет монгольского ига, крепостного права, советской системы страха и подавления личности. Кажется, рабская психология навсегда стала генетической особенностью русского человека. «Я всю жизнь выдавливал из себя по капле раба» - говорил Чехов и призывал к этому других. Как вы считаете, Чехов способствовал этому своим творчеством?

 

Ксения Чайковская: Это фраза из письма Чехова. Он говорил, что даже хочет написать рассказ об одном молодом человеке, который каждый день по капле выдавливал из себя раба. А почему так Чехов говорил? Потому что,  в жилах его текла кровь его деда и прадеда, которые были крепостными. Чтобы жить и сознавать свое человеческое достоинство – это проходит и через всю жизнь Антона Павловича, через его письма, через его обращение к братьям. Я считаю, что и в произведениях Антона Павловича, это проходит красной нитью.

 

Олег Наумов: Героями чеховских рассказов становятся окружающие его люди, те, с кем он часто общается и кого хорошо знает. Эти «маленькие люди» живут обычной простой жизнью, и часто бывают мелочны, завистливы, трусливы. Писатель безжалостно высмеивает мещанство, чинопочитание. Чего стоит чиновник, нечаянно чихнувший на спину своему начальнику и умерший после этого от   страха. Описывая «маленького человека», Чехов осуждает его чинопочитание, мещанство, бездуховность, мелочность. Создается впечатление, что он их не любит.

 

Ксения Чайковская: Чехов своими произведениями учит, чтобы то, что было низменное в человеке, не очень хорошее, чтобы это уходило из человека. Антон Павлович среди этих людей находился, он видел забитого учителя, например Михайлова Алексея Антоновича из соседней деревни Талеж. Как раз возрождению людей Антон Павлович очень старался помочь. И люди, которые сталкивались с Антоном Павловичем, потянулись сюда и сельские врачи, и учителя.

 

Олег Наумов: Почему в произведениях Чехова так мало счастливых людей?

 

Ксения Чайковская: Есть какие-то печальные моменты, но все равно, если много раз прочитывать, кажется, что Чехов ждал какого-то изменения, что все-таки должно произойти радостное и хорошее. Например, в конце рассказа «Студент», хотя было как-то холодно, как-то трудно. И Иван Великопольский как-то весь воспрял после этих воспоминаний, ему показалось, что все еще будет очень хорошо, и вся его жизнь радостная и светлая будет впереди. Даже здесь в Мелихове, когда Чехов был ужасно занят, и не совсем здоров, и осенью и весной для человека больного туберкулезом было очень трудно, а тут навалились холерные годы, помимо того  он, участвует в строительстве школ, принимает больных, а участок у него колоссальный 25 деревень, 4 фабрики, и мужской монастырь Давидова пустынь. Казалось бы: когда писать, но Чехов пишет. Эта жизнь является его творческой лабораторией: вот они сюжеты, события в деревне, разговоры в Серпуховском земстве. И эти сложные моменты жизни вспоминаются Чехову радостными и счастливыми. И когда Суворин приглашает его в гости и говорит, что ты был в Мелихово, а я в Биарице, и в других красивых местах. Чехов отвечает, что ни одно лето он не провел так хорошо как это жаркое, трудное лето 1892 года, когда  был бесконечно занят. Он считает это радостным и очень интересным моментом в своей жизни.

 

Олег Наумов:  Много сил и времени Чехов отдает театру. Для написания пьес у Чехова есть свой яркий и  очень эмоциональный мотив: актриса Ольга Леонардовна Книппер – любовь его жизни и его жена стала исполнительницей главных ролей в его пьесах. Премьеры большинства пьес Чехова прошли в Московском художественном театре. Чайка стала символом театра и сегодня он носит имя писателя. Драматургия Чехова оказала ключевое влияние на мировой театр 20 века. Его пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад» ставятся на всех крупнейших театральных площадках.

В современном мире бал правят люди прагматичные, деловые. Какое место в нем Чехова и произведений Антона Павловича?

 

Ксения Чайковская: Когда я рассказываю о трудностях сельских учителей, а передо мной группа современных учителей, то им все близко, и они понимают многие нужды, и иногда некоторые моменты чеховской жизни и тогдашних событий очень похожи на некоторые моменты нашей теперешней жизни. Поэтому я считаю, что быть таким как Антон Павлович, стараться чем-то помочь другому человеку. Стараться отказаться от каких-то своих радостей и пойти и передать часть своего времени, часть своих сил другому человеку – это, по-моему, никогда не будет устаревать. А наоборот, если бы столько внимания каждый из нас старался уделить внимания другим, как это делал Антон Павлович, то может быть, жизнь была бы прекрасной. И что еще писал Антон Павлович в рассказе «Крыжовник», что за спиной каждого счастливого человека, а сейчас можно сказать, что за спиной каждого богатого человека, который очень многим владеет, должен обязательно стоять человек с молоточком.

 

Олег Наумов: Звон этого молоточка должен напоминать каждому, что есть угнетенные, больные, бедные, и надо стараться им помочь. Сам Чехов именно так всю жизнь и делал. Будучи уже совсем больным, он предпринял исключительно трудную и для здорового человека поездку на Сахалин. Там Чехов организовал перепись населения. Это была первая перепись в России, произведенная на научной основе. Он собрал огромное количество документального материала о труде, быте сахалинских каторжников и местных жителей, о тюремном начальстве и чиновничьем произволе, и после возвращения написал книгу «Остров Сахалин». На остров обратили внимание и общественность России, и официальные лица. С легкой руки Чехова остров стали посещать русские и иностранные исследователи, началась реальная помощь живущим на острове людям.

 

Ксения Чайковская: Как говорил Чехов: обязательно надо помочь. Если не можешь помочь полностью, дай ему половину, если не можешь дать половину, дай, сколько можешь, но обязательно помоги. Не говори: я для тебя ничего не смогу сделать. Кстати, теперь это мы слышим довольно часто. И  завещание Чехова заканчивается словами: «Маша, помогай бедным».

 

Олег Наумов:  Всю свою недолгую жизнь Чехов старался помогать людям и верил в то, что впереди всех ждет счастливая жизнь: «О, если бы поскорее наступила эта новая, ясная жизнь, когда можно будет прямо и смело смотреть в глаза своей судьбе, сознавать себя правым, быть веселым, свободным! А такая жизнь рано или поздно настанет...».

К сожалению, в России ждать этого пришлось очень долго. Этим словам Чехова больше века. Века, ставшего настоящим испытанием для российского народа. Века кровавых войн, голода, массового террора, лжи и лицемерия.  Но даже этот век-«волкодав» не истребил нравственную основу нации и стремление людей к свободе и человеческому достоинству.  Я думаю, что в огромной степени мы обязаны этим Антону Павловичу Чехову, который верил, что наступит такое время, когда из русской жизни навсегда уйдут рабство, зависть, хамелеоны и унтер-пришибеевы. Чехов как-то с грустью сказал, что помнить и читать его будут лишь семь лет после смерти. Сегодня приятно сознавать, что он ошибся.

 

«ОРЕН-ТВ»

31 января 2010 г.