Заказ звонка
* Представьтесь:
* Ваш телефон:
Сообщение:
* - поля, обязательные для заполнения
Заказать звонок
Курс валют
Курс валют предоставлен сайтом kursvalut.com
Счетчик

Новости

 


Станет ли инициатива «Наша новая школа» не просто очередным ведомственным проектом, а делом всего нашего общества? Олег Наумов и заслуженный учитель России Юрий Завельский в программе «Диалог» телеканала «Орен-ТВ».
опубликовано: 27-12-2009

Олег Наумов: Сейчас уже мало кто знает, что когда-то на Руси 14 декабря отмечался как день памяти святого Наума. Покровителя этого дня русский народ   связывал с учением, ведь имя Наум - от слова «ум» - «на ум поставит». Существовал обычай в этот день приводить детей к учителю. Более удобного времени для овладения азами чтения и счета крестьянину не найти, ведь на полях и огородах все работы сделаны, можно и за книгу взяться. В те времена труд учителя почитали особо, считая его работу чрезвычайно важной и трудной. Отношение к образованию в нашей стране и сегодня чрезвычайно уважительное. Большинство населения имеет среднее образование, а нынешние выпускники школ почти все поступают в вузы. Однако в самой системе образования проблем еще много. Неслучайно президент Медведев в своем ежегодном послании Федеральному собранию уделил так много внимания национальной программе «Наша новая школа», которая нацелена на модернизацию школьного образования.

 

Олег Наумов: Уже который год говорят о том, что школа отстает от жизни. Почему работа по выработке новых образовательных стандартов так затянулась?

 

Юрий Завельский, директор московской гимназии, заслуженный учитель России: Школа всегда отставала от жизни. Школа не может идти в ногу с жизнью. И реагировать на малейшие изменения, которые происходят в политической, экономической системе нашего государства, в общественной жизни нашей страны, интеллектуальной жизни, в области культуры. Школа не может реагировать мгновенно на это. Понимаете, в чем дело, школа, как социальный институт, организация консервативная. Она не может быть другой. И поэтому школа, с опозданием, конечно,  всегда реагирует на те изменения, которые происходят в стране.

 

Олег Наумов: Власть считает, что школа отстает от жизни, а в самой системе народного образования накопилось немало проблем. Мнение народа в оценке системы школьного образования разделилось. По данным социологического опроса, 38% наших сограждан считают, что она складывается позитивно; а 49% опрошенных не удовлетворены ситуацией в российской школе. 

Считая положение в системе образования проблемным, конкретно назвать «слабые места» в системе отечественного школьного образования не смогли 43% опрошенных.  Из тех, кто «слабые места» все же назвал, наиболее часто говорили о едином госэкзамене. Некоторые респонденты обеспокоены нестабильностью и недостаточной проработкой учебных программ, низким качеством образования, коррупцией и недостаточным вниманием воспитанию учащихся. 

Как совершенствовать систему образования, чтобы она отвечала запросам времени? В своем ежегодном послании Федеральному Собранию президент Медведев  предложил ответ - национальную образовательную программу \"Наша новая школа\".  Суть ее в том, чтобы сделать школу центром творчества  и  информации,   насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни. Расширить самостоятельность   школ в определении образовательных программ и в расходовании финансовых средств.

Как вы относитесь к последней идее?

 

Юрий Завельский: Если речь идет о самостоятельности финансовой, это одна ситуация. Если речь идет о самостоятельности образовательной – это другая ситуация. На эти вопросы нужно отвечать раздельно. Финансовая самостоятельность предусматривает создание в школах самостоятельной бухгалтерии, того подразделения, который непосредственно занимается финансово-экономической деятельностью данного образовательного учреждения. Уровень зарплаты, который предлагается государством, это такой уровень, на котором эту финансовую самостоятельность с теми людьми, которые будут выделены для этого, не выстроить. Это очень трудно.

 

Олег Наумов: Не менее трудно каждой школе определиться с выбором образовательной программы, которая позволила бы развить индивидуальные способности каждого школьника, помогла бы ему определиться с  выбором будущей профессии. И самое главное: каждый ребенок должен получить объем знаний вне зависимости от того, в какой школе он учится. Этот объем называется образовательным стандартом.

 

Яков Турбовской, заслуженный учитель России, председатель Совета директоров школ России

Есть такая фигура у гимнастов: крест держать. Вот когда гимнаст на кольцах и держит крест. Так если вы будете тренировать крест держать, у вас ничего не получится. Надо развить огромную массу мышц другими упражнениями, после этого вы будете держать крест. Общее образование – это готовность к любому выбору.

 

Юрий Завельский: Стандарт предусматривает тот необходимый минимум знаний, которым ребенка нужно вооружить в ходе его обучения в школе в течение 11 лет. Но, помимо этого базисного уровня, который предусматривает стандарт, любая школа может дать сверх этого многое другое по любому предмету, по любой образовательной области. Это зависит от тех задач и целей, которые ставит перед собой школа, от ее стратегии, от работы педагогического коллектива и от его состава, от уровня квалификации разных учителей. И в этом смысле вариантов может быть очень много.

 

Людмила Довгань, директор Лицея  №4: Это будет школа со своим лицом, это позволит и родителю задуматься о том, куда отдать своего ребенка, по каким программам учить, ну и в то же время коллектив учительский и администрация будут думать, где заработать деньги, потому что это немаловажно для современной школы.

 

Олег Наумов: Президент в послании  сказал о том, что систему педагогического образования ждет серьезная модернизация. Стало очевидным, что для того, чтобы хорошо учить наших детей, нужно сначала хорошо научить учителей.

 

Галина Сафонова, начальник отдела дошкольного и общего образования министерства образования Оренбургской области: Результат ЕГЭ и 2008, и 2009 года наглядно продемонстрировал, как много зависит от того, как подготовлен  учитель к новым формам итоговой аттестации и насколько хорошо он может обучить своих учеников. И поэтому вот уже второй год у нас ведется очень напряженная системная работа по переподготовке учителей. Инициатива президента как раз говорит о том, что нужен новый учитель, новый  в том смысле, что это должен быть учитель, который постоянно развивается, который хотел бы улучшать себя, свои знания, который умел бы владеть информационными технологиями.

 

Олег Наумов: Как вы считаете, нужна ли модернизация педагогического образования в стране?

 

Юрий Завельский:  К сожалению, больше всего трудностей учитель испытывает в первую очередь в педагогике, в чистой педагогике. В первую очередь, в вопросах взаимоотношения, взаимодействия своего с учащимися. Вот в чем он испытывает трудности. А этому, к сожалению, студента не учат в институте, и этому не учат учителя, который пришел на курсы повышения квалификации. Как общаться с ребенком? Как его любить?  Как выработать в себе интерес к каждому ученику? Как организовать классный коллектив, чтобы было ему интересно не только учиться, но и жить? Как поставить перед ребятами вопросы, связанные с этическими, нравственными проблемами? Как их решать с детьми, как их решать индивидуально, как их решать через коллектив? Вот в чем трудности испытывает учитель. Испытывает потому, что он поступает в институт, скажем прямо, не готовым к этому. И сам институт ему этой подготовки не дает.

 

Яков Турбовской, заслуженный учитель России, председатель Совета директоров школ России: Что значит преподавать? Это значит, не только говорить, излагать какое-то знание правильно, но и вести мысль слушающего, концентрировать внимание. А у нас проблема дисциплины – одна из основных на уроках. О каком преподавании и его эффективности может идти речь? Когда сегодня мы считаем учителем того, кто сдал энное количество экзаменов и все. А привлечь внимание, а вести мысль слушающего, концентрировать его на самых важных вещах, обеспечивать его понимание. Но этому-то  никто не учит.

 

Олег Наумов: Как вы относитесь к идее президента привлекать к работе в школе разных специалистов без педагогического образования?

 

Юрий Завельский:  Педагогика как наука, соединяющаяся с искусством обучения и воспитания человека, она требует человека определенного базового образования. Это сложнейшая профессия, которой человек должен овладеть. И овладеть ею можно, только специально этим занимаясь. И многие наши беды в школах, в том числе и у нас в гимназии, происходят как раз у учителей, которые пришли в наши школы из разных сфер деятельности. Кто-то из НИИ, кто-то из ВУЗов пришел, кто-то пришел из других отраслей экономики. И больше всего бед у ребенка происходит в этом контакте. Вот с этими людьми, которые, не понимая ребенка, не чувствуя его, не слыша его внутреннего голоса, не прислушиваясь к его внутреннему дыханию, приходит в школу и делает некоторых ребят несчастными.

 

Людмила ДОВГАНЬ, директор Лицея №4: Если говорить о школе самостоятельной, то сегодня уже есть необходимость, чтобы в каждой школе были такие должности в штатном расписании как юрист, менеджер образовательных услуг, инженер по охране труда, свой медик очень необходим школе, логопед и т.д. Если говорить об образовательных программах, математика, русский, химия, на мой взгляд, это те дисциплины, которые должны преподавать именно педагоги, а вот если говорить о дополнительных каких-то образовательных дисциплинах, спецкурсов каких-то, то, безусловно, нужны специалисты с другим образованием.

 

Олег Наумов: Как вы относитесь к предложению о введении более дробной системы оценки знаний, например, к 10, 100 – балльной шкале?

 

Юрий Завельский: Положительно отношусь. Мы хотели внедрить у нас в гимназии 10- балльную систему. Но педагогический коллектив, не весь, конечно, но многие не поддержали. Это чужое для них. Им трудно этим овладеть, этой новой шкалой.

А, во вторых, почему они не согласились, потому что все равно в условиях, когда существует в государстве пятибалльная система, все равно ребенка так или иначе в конце учебного года нужно выводить на эту четверку, пятерку, тройку,  ну иногда и на двойку тоже. И поэтому они не увидели в этом большого смысла. А я в этом смысл вижу. Потому что знания ребенка – это такой сложный массив, оценить который целиком тремя по существу оценками очень сложно. Существуют некоторые нюансы, некоторые оттенки в знаниях ребенка, в уровне сформированности у него интеллектуальных умений, которые оценить тройкой, четверкой и пятеркой очень трудно. И поэтому невольно, пользуясь этой шкалой, мы допускаем ошибки в этих оценках.

 

Яков Турбовской, заслуженный учитель России, председатель Совета директоров школ России: В руках мясника нож – средство убийства, а в руках хирурга – средство спасения. Не спасает не десятибалльная, не пятибалльная система - это в принципе не имеет никакого значения. Это имеет значение, когда все другие вопросы решены. Когда это в руках компетентного человека. Ведь для педагога отметка – это не всегда адекватность знаниям ученика, потому что можно троечнику поставить завышенную оценку, стимулируя его. Или это не наши дети?   

 

Олег Наумов: В прежние времена на Руси, отправляя детей к учителю, по традиции мать должна была плакать и причитать по своим детям, потому что учение всегда сопровождалось вколачиванием наук розгами. Даже в первый день встречи с учителем тот должен был наградить каждого из учеников тремя символическими ударами плеткой. Дети же каждое занятие должны были начинать с трех земных поклонов учителю, и обязаны были слушаться его беспрекословно. С тех пор в школьном образовании многое переменилось. Уже выросло несколько непоротых поколений, для которых понятие свободы  и уважения к личности стало привычным и обыденным. И все это очень хорошо. Да только вот иногда уже самим учителям впору плакать и причитать, отправляясь каждый день на работу.

2010 год президент предлагает объявить годом Учителя. Что нужно сделать за этот год, чтобы учитель стал уважаемой фигурой в обществе?

 

Юрий Завельский: Морально поддерживать его, в первую очередь. Во – вторых, не мешать многочисленным чиновникам учителю работать. И в первую очередь, не мешать работать руководителям образовательных учреждений. Не мешать. Что я имею в виду?  Огромное количество бумажной продукции, которые директор для тех или иных чиновников обязан периодически готовить практически каждый день. Какую-то бумажку нужно писать. Какую-то бумажку нужно подготовить.  Это второе, что нужно сделать. Ну и конечно материально стимулировать учителя.

 

Олег Наумов: Президент в своем послании ставит перед педагогами задачу: воспитать современную, конкурентоспособную личность. Ученые и чиновники от образования озадачены: по каким критериям и параметрам воспитывать такую личность? Какие качества развивать в детях?

 

Яков Турбовской, заслуженный учитель России, председатель Совета директоров школ России: У нас нет ответа на вопрос, о какой личности идет речь. Слова, что она должна быть конкурентоспособной не раскрывают идеала, какую личность мы хотим сформировать. Какую: индивидуалистическую, коллективистскую? Каков мир ценностей этой личности? Что для нее духовно значимо?

 

Олег Наумов: А вот Юрий Владимирович Завельский  нашел ответ на этот вопрос еще в самом начале своей работы в школе. Много воды утекло с тех пор, когда он впервые перешагнул порог школы. За это время сменилось много правителей, да и живем мы совсем в другой стране. Однако ответ самый главный педагогический вопрос для него остается неизменным.

 

Юрий Завельский:  Отвечаю на этот вопрос абсолютно четко, не задумываясь, потому что у меня эта мысль во мне 60 лет, что я работаю в школе. Мы должны воспитать, первое, образованного человека, и, во-вторых, человека порядочного. Все. Образованный и порядочный человек. Больше ничего не надо. И он будет конкурентоспособным, и он не будет никаких хлопот доставлять другим, он будет только радость приносить людям. Он будет человеком двадцать первого века. Таким, каким он должен быть. Образованность и порядочность – больше ничего не нужно, потому что эти два слова настолько емкие, они включают в себя все. Порядочный человек – это человек, который не сделает подлости, гадости, никогда не подведет, который отвечает за свои поступки, за свои слова, открыто, честно выражая их, не деля свою личную ответственность ни с кем. Вот это все порядочный человек. Чего нам еще надо?

 

Олег Наумов: Нельзя не согласиться с формулой Юрия Завельского: человек двадцать первого века – это образованный и порядочный человек. В эту формулу легко укладывается и главная  задача  современной  школы, поставленная президентом Медведевым -  это  раскрытие   способностей каждого   ученика,   воспитание   личности,   готовой     к    жизни    в высокотехнологичном, конкурентном  мире.  Школьное обучение должно способствовать  личностному  росту  так,   чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации. Президент рассчитывает, что инициатива \"Наша новая школа\" станет не просто очередным ведомственным проектом, которых у нас немало, а делом всего нашего общества.

 

 

«Орен-ТВ»

27 декабря 2009 г.