Заказ звонка
* Представьтесь:
* Ваш телефон:
Сообщение:
* - поля, обязательные для заполнения
Заказать звонок
Курс валют
Курс валют предоставлен сайтом kursvalut.com
Счетчик

Новости

 


К 195-летию великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Олег Наумов, научный сотрудник дома-музея Лермонтова в Москве Екатерина Силюк и научный сотрудник государственного музея – заповедника «Тарханы» Елена Родина в программе «Диалог» телеканала «Орен-ТВ».
опубликовано: 18-10-2009

Олег Наумов: На этой неделе исполнилось 195 лет со дня рождения великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Готовясь к этой программе, мы побывали в тех местах России, которые связаны с именем поэта. Это село Тарханы, где прошло его детство, и дом-музей Лермонтова на улице Молчановка в Москве, где он провел свои студенческие годы и где написал свои первые стихи. Но есть в России еще одно место, сыгравшее в жизни поэта роковую роль. Это гора Машук под Пятигорском, где, по тогдашней дворянской традиции все споры решать с помощью пистолета, поручик Лермонтов стрелялся с отставным майором Мартыновым. В результате этой дуэли двадцатисемилетний Лермонтов погиб, а Россия лишилась поэта, по силе и глубине творческого таланта сравнимого разве что с Пушкиным.

Почему именно в этом доме на улице Молчановка был открыт музей Лермонтова в Москве?

 

Екатерина Силюк, научный сотрудник дома-музея Лермонтова в Москве: Во-первых, потому, что Лермонтов прожил здесь четыре года своей жизни. Этот период жизни был у него студенческий, он учился сначала в Московском университетском благородном пансионе, а потом в Московском университете. Этот дом его бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева сняла специально у вдовы купца Чернова для того, чтобы поселиться здесь с внуком, и он каждый день из этого дома ездил в пансион и университет, которые находились здесь неподалеку. Это дом очень старинный, он ровесник Лермонтову, был построен в 1814 году, когда родился поэт. Дом деревянный одноэтажный с мезонином и многие экспонаты рассказывают подробно о московском периоде жизни Лермонтова. Об этом периоде жизни немногие знают, у всех в основном ассоциации что Лермонтов – это Кавказ, это Тарханы, а оказывается, что Москва для него была тоже очень важна. Несмотря на то, что он не родился в этом доме, именно в нем он стал поэтом. В своем дневнике Лермонтов записывает: «Я начал марать стихи в 1828 году, и как бы по инстинкту переписывал и прибирал их. Они еще и теперь у меня». Именно здесь, в этом доме он начал писать свои первые стихотворения и за эти четыре богатых университетских года он стал действительно поэтом. Среди экспозиций нашего музея можно увидеть предметы интерьера, мебель, в большой гостиной располагается старинный музыкальный инструмент, это предшественник фортепьяно – клавикорды. Дело в том, что Лермонтов был одарен музыкальною душой и играл на многих музыкальных инструментах: на фортепьяно, на скрипке и даже брал уроки игры на гитаре.

 

Олег Наумов: В селе Тарханы Пензенской области прошло детство будущего поэта. Жители Тархан издавна занимались хлебопашеством, скорняжным промыслом, скупали шкуры животных. Выделанный мех продавали далеко за пределами своей округи. Таких торговцев называли тарханами. Отсюда и название села. Имение и во времена Лермонтова, и в наши дни было и остается необычайно живописным. На восточной окраине находятся дубовые рощи, где берет начало небольшая речка Милорайка. По ее руслу устроены пруды, окружающие усадьбу с трех сторон. На берегу Милорайки - сады с декоративными участками. Липовая аллея соединяет сад с дубовой рощей.  Семьдесят лет назад, в 1939 году, здесь был открыт Государственный Лермонтовский музей.

 

Елена Родина, научный сотрудник государственного музея – заповедника «Тарханы»: Первые 13 лет  жизни будущего поэта, прожитые здесь, на природе, в общении с природой заложили основу формирования его характера, и формирования его эстетических вкусов, сформировали такие черты характера, как наблюдательность, впечатлительность, восторженное отношение ко всему красивому. «Я вопрошал природу, и она меня в свои объятья приняла». Он восторгался тарханской природой, ее тихой мягкой прелестью, она вошла в его жизнь с детских лет, и может быть, поэтому Лермонтов на протяжении всей своей жизни очень ценил красоту, причем красоту во всем: и красоту природы, и красоту в отношениях. Нравственное начало, сформированное в его характере, основа этого – это Тарханы.

 

Олег Наумов: «Барский дом был похож на все барские дома: деревянный с мезонином, выкрашенный желтой краской...» - таким запомнился Лермонтову дом, где прошло его детство. Дом, который он всегда помнил и куда стремился. В этом доме Лермонтов пережил смерть матери и разлуку с отцом, впервые приобщился к основам наук, впервые взял в руки карандаш и впервые прикоснулся к клавишам рояля. Среди памятных вещей тарханского дома туалетный стол матери поэта, завещание, написанное рукой его бабушки,  рисунки маленького Лермонтова карандашом, а также личные вещи поэта: трубка, папиросница, шкатулка, часть рукоятки от ятагана.

 

Елена Родина: У Лермонтова была редкая по количеству, по отбору коллекция кавказского оружия. Как и любой офицер-кавказец, он не просто увлекался кавказским оружием, он знал в нем толк, он им владел. Вот рукоятка от ятагана. Рядом лежит трубка, и какая удивительная. Она пенковая, а клеймо на ней указывает, что она отменного качества. Лермонтов был эстетом, он любил красивые вещи. И даже местные крестьяне, когда он приехал сюда в отпуск, обратили внимание на это качество в характере Лермонтова: Фрельный был барин, на местном диалекте очень чистоплотный, человек, который  любит себя окружать красивыми вещами.

 

Олег Наумов: Лермонтов – один из немногих классиков литературы, творчество которого не вызывает отторжения еще в школьные годы. Даже те произведения, которые определены для обязательного изучения, в любом возрасте читаются легко, с удовольствием, и запоминаются на всю жизнь.

 

Екатерина Силюк: Мне бы хотелось упомянуть произведения, которые не так хорошо известны широкому читателю, и в то же время очень интересны для исследователей, для лермонтоведов и для тех, кто интересуется внутренним миром поэта. Это его ранние стихи и поэмы, которые часто автобиографичны, и в них угадываются черты самого поэта. Это, например, «Люди и страсти», «Странный человек» и вся ранняя лирика поэта, которая была написана в то время, когда он жил в этом доме.

Я не могу любовь определить,

Но это страсть сильнейшая – любить

Необходимость мне, и я любил

Всем напряжением душевных сил.

Это стихотворение называется «1831 года 14-го дня» и это своеобразная исповедь раннего Лермонтова, он выражает в очень красивой и глубокой форме все, что у него на душе.

 

Олег Наумов: По выражению Александра Герцена, «пистолетный выстрел, убивший Пушкина, раз­будил душу Лермонтова». Можно ли сказать, что Лермонтов стал последователем Пушкина?

 

Екатерина Силюк: В определенном смысле, да. Потому что в период начала 19-го века поэтов равных Пушкину и Лермонтову назвать сложно. Лермонтов Пушкина считал своим учителем, и действительно, сначала учился у него поэтическому мастерству, и переделывал в ранние годы, пушкинские произведения на свой лад. Впоследствии стал создавать свои собственные сюжеты.

 

Елена Родина: Он приехал с Кавказа, и у него самого не хватало еще образов, своих эпитетов, чтобы выразить красоту Кавказа. И он созвучие своему отношению к Кавказу нашел в стихах Пушкина. Вот тогда-то откровение произошло в его жизни. Он 11 летний переписывает стихотворение Пушкина «Бахчисарайский фонтан» в свою тетрадку. У нас в экспозиции находится книжка, купленная Лермонтовым в Москве,  первое издание третьей главы «Евгения Онегина». 

 

Олег Наумов: У Лермонтова много исторических произведений. Что на ваш взгляд для Лермонтова означали слова «любовь к Родине»?

 

Екатерина Силюк: Любовь к родине – это чувство у Лермонтова можно сравнить с пушкинским. Это, конечно, великий патриотизм, но и любовь к тем простым вещам, которые человек видит каждый день. Конечно к природе. Всем хорошо известна Арина Родионовна, воспитавшая Пушкина. У Лермонтова тоже была кормилица из крестьянской среды, и тоже он воспитывался в имении, в глубинке, и был окружен атмосферой народной жизни. Впоследствии, когда он говорит, что любит Россию странною любовью, не подчиняющуюся рассудку, он, возможно, имеет в виду природу, близких людей.

 Олег Наумов: Лермонтова не устраивала николаевская Россия 30-х годов XIX века, на которые пришлась его творческая зрелость. «Люблю отчизну я, но странною любовью!», - пишет Лермонтов в своем знаменитом стихотворении «Родина». Странность эта заключается в том, что он ненавидит самодержавно-крепостнический строй, преклонение перед государством и властью,  восхваление тиранов. Для Лермонтова любовь к родине – это любовь к родному дому, к простому народу, к неброской русской природе:

   Люблю дымок спаленной жнивы,
   В степи ночующий обоз
   И на холме средь желтой нивы
   Чету белеющих берез.
 

Олег Наумов: «Печальная судьба отца и сына жить розно, и в разлуке умереть», - писал поэт. А почему так получилось? Почему именно бабушка стала главным человеком в его жизни и сыграла самую главную роль в его воспитании?

 

Екатерина Силюк: Дело в том, что Лермонтов рано лишился матери, Мария Михайловна умерла, когда ему было 2,5 года. Встал вопрос о том, кто займется воспитанием маленького ребенка. Поскольку между бабушкой Елизаветой Алексеевной и отцом Юрием Петровичем возникли неразрешимые разногласия, должен был воспитывать кто-то один. Бабушка не могла разлучиться с любимым внуком, поскольку он был единственным, что у нее оставалось. Умерла ее дочь, а еще раньше ушел из жизни ее муж Михаил Васильевич Арсеньев, и именно на внука она перенесла всю свою любовь и заботу. По причине этой безмерной любви пошла на хитрость, написала завещание, что все, что у нее есть из имущества движимого и недвижимого она завещает внуку Михаилу только в том случае, если он останется жить с ней. А  если отец его к себе истребует, то она все завещает в род свой Столыпиных, своим трем братьям. Родственников и желающих на ее наследство было достаточно. Юрий Петрович принадлежал к знатному и в свое время состоятельному роду Лермонтовых, но в начале 19-го века род уже обнищал. Юрий Петрович понимал, что не сможет достойно содержать сына, дать ему положение в обществе, а это ценилось даже больше, чем материальное состояние. Поэтому ему пришлось пойти на условия бабушки. Елизавета Алексеевна говорила, что экономить можно на чем угодно, но только не на науках, и поэтому она действительно постаралась дать своему внуку самое лучшее образование. Пока они жили в Тарханах, она нанимала ему частных учителей, поэтому уже в 12 лет Лермонтов свободно читал, писал и говорил на двух иностранных языках: французском и немецком. Рано начал рисовать, бабушка также развивала в нем эту способность, которую он потом развил уже в пансионе. Когда они приехали в Москву, она отдала его в лучший Московский университетский благородный пансион, потом Лермонтов был студентом Московского университета.

Бабушка, конечно, постаралась дать ему все самое лучшее, и образование, и положение, и заботилась о нем, но конечно отцовской любви заменить не могла. И Лермонтов очень страдал от разлуки с отцом. Даже считают, что  этот факт семейной драмы и дал такое мрачное и суровое направление его душе, которое впоследствии отразилось в его стихотворениях.

 

Елена Родина: Елизавета Алексеевна, оберегая его сиротство, пренебрегла сложившейся системой воспитания детей в те годы, когда с желанием ребенка никто не считался: «Как скажет маменька, как прикажет папенька». Она не ограничивала его какими-то рамками, и вот это чувство свободы свободолюбивый характер у Лермонтова воспитался здесь в Тарханах.

 

Олег Наумов: Откуда у Лермонтова такое раннее увлечение живописью?

 

Екатерина Силюк: Когда он был маленьким еще ребенком, еще ходить не мог, он очень любил ползать по полу и что-то чертить на нем мелком. И бабушка, видя такую склонность внука к рисованию, приказала пол в его комнате покрыть серым солдатским сукном, чтобы ему было мягче, удобнее, теплее. Художник, писавший, по заказу бабушки портрет внука, часто заставал за этим занятием. Видимо подумали, что из мальчика вырастет великий художник. Поэтому, художник изобразил его с такими необычными предметами в руках. В левой руке свиток, а в правой грифель. Впоследствии Лермонтов развивал свой талант как художник. Уже в 12 лет делал зарисовки, и  как о нем вспоминают «рано и счастливо был одарен способностями к искусству». Впоследствии, когда  Михаил поступил в пансион, он даже брал частные уроки по рисованию. Мы имеем довольно много его работ, которые отражают хороший уровень владения различными техниками живописи, графики, портретного жанра. Он прекрасно рисовал кавказские пейзажи. Любовь к Кавказу у него началась в довольно раннем возрасте, бабушка его возила на воды, и он с ранних лет впитывал красоту гор, которую потом воспел в стихотворениях и изобразил в своих картинах.

 

Елена Родина: Знавшие его современники отмечали, что он напрасно не стал заниматься живописью профессионально. Он делал это, к сожалению, от случая к случаю. Иначе он прославился бы еще как выдающийся художник. То есть в его живописи специалисты видели талант незаурядного художника. Гамма красок, свое видение, свое отношение. Это тот случай, когда природа настолько щедро одарила его. Но увлек демон поэзии.

 

Олег Наумов: Гибель Лермонтова на дуэли  в 27 лет – роковая случайность или закономерность?

 

Екатерина Силюк: Ученые спорят по поводу того, было ли это политическое убийство, или это слепая судьба. Конечно, то, что пуля попала в него и оказалась смертельной – это случайность. Была традиция решения разногласий среди дворянства с помощью пистолета. Если бы эта традиция не бытовала, не было бы у нас таких роковых утрат. И Пушкина, и Лермонтова мы бы не потеряли в столь раннем возрасте. Конечно, Лермонтов не был понят своими современниками, и также он не принимал тех законов, по которым жило общество 19-го века, и стремился к другому, и подчас далеко не комплименты он раздавал людям, которые жили в ту эпоху.  После стихотворения «На смерть поэта», которое вышло в 1837 году, Лермонтов оказался в опале,  и до конца жизни стал изгоем в  обществе, в «свете».

 

Олег Наумов: Как вы считаете, нашими современниками Лермонтов понят?

 

Екатерина Силюк: Я считаю, что не до конца. Многие признают его талант, посетители музея приходят, и у них горят восхищением глаза, но огромная часть его личности, его внутреннего духовного мира и его произведений остаются пока тайнами за семью печатями. Возможно, он будет понят кем-то из наших последователей.

 

Олег Наумов: Мы часто в наше время жалуемся на инфантильность общества, на безмерное давление власти, на отсутствие свободы. Как жить в такую эпоху? Ответ на этот вопрос мы можем найти в жизни и творчестве Михаила Лермонтова. «Безвременье» положило на Михаила Юрьевича тяжелую печать, но не сломило его. Не веря в ближайшую победу свободы, великий жизнелюбец утверждал необходимость борьбы за нее во имя будущего. Жизнь Лермонтова была коротка. После стихотворения «Смерть поэта» ему оставалось жить четыре года, за которые он успел предстать перед Россией как великий преемник Пушкина. Известный литературовед Ираклий Андроников считал, что «самое удивительное, но и печальное в том, что гении всегда успевают свершить свое предназначение перед искусством и народом, какой бы срок им ни положила судьба.

 

«Орен-ТВ»

18 октября 2009 г.