Заказ звонка
* Представьтесь:
* Ваш телефон:
Сообщение:
* - поля, обязательные для заполнения
Заказать звонок
Курс валют
Курс валют предоставлен сайтом kursvalut.com
Счетчик

Новости

 


«И если сотворил человек на земле доброе, то бытие его на этой земле будет вечным». О Василии Дмитриевиче Поленове в программе «Диалог» телеканала «Орен-ТВ» говорят Олег Наумов и директор усадьбы «Поленово» Наталья Грамолина–Поленова.
опубликовано: 28-06-2009

Олег Наумов: С наступлением летних солнечных дней нашу съемочную группу снова потянуло за город, ближе к природе. На этот раз мы посетили музей - заповедник художника Василия Поленова. Эту усадьбу на берегу великой русской реки Оки художник построил когда-то своими руками, и теперь она прекрасно сохраняется его потомками. Имя Василия Дмитриевича Поленова, конечно же, известно всем. Но попробуйте назвать его картины? В лучшем случае вам вспомнятся «Золотая осень» и «Московский дворик». Между тем он создал за свою жизнь множество первоклассных полотен, которые украшают лучшие галереи, и удостоился персонального зала в Третьяковке. Говорить о картинах всегда сложно, ведь они выразительнее любых слов. Но для лучшего восприятия любого произведения искусства очень важно понимание и человеческих качеств автора, и  времени, в которое он жил. Василий Поленов родился в старинной дворянской семье с глубокими культурными традициями и получил прекрасное образование, закончив сразу два учебных заведения: юридический факультет петербургского университета и Академию художеств. Почему он все-таки стал художником, а не юристом?

 

Наталья Грамолина – Поленова: Василий Дмитриевич Поленов был очень талантливым человеком и когда-то сказал, что искусство к нему пришло от матери Марии Алексеевны. Да и в роду были люди не самого плохого качества. Например, Николай Александрович Львов, известный архитектор, который отстроил и одни из лучших ансамблей в Питере, и в Торжоке, и в Твери поработал. Кроме того, дядюшка был Гаврила Романович Державин, тоже имя не самое дурное в русской истории и в русской культуре. Ну и матушка, конечно. А второе образование – это настояние отца. У мужчины должно быть образование, которое кормило бы семью. И Поленов стал юристом, одновременно закончив юридический факультет Петербургского университета, и питерскую Академию художеств с золотой медалью. Тут был сделан выбор в пользу живописи.

 

Олег Наумов: В начале своего творческого пути Поленов работал в разных жанрах, перепробовал разные направления в живописи, в итоге он стал и запомнился всем именно пейзажистом.

 

Наталья Грамолина – Поленова: да, действительно, это в основном пейзаж и историческая картина. То, что он запомнился как пейзажист, может быть не только и не столько истинный его выбор пути, сколько превратности судьбы. Дело в том, что 62 картины Поленов написал на евангельские сюжеты. И было время в России, когда это было пятном на репутации художника. Какие такие евангельские сюжеты, и зачем мы будем писать ситуацию с опиумом для народа во всех подробностях. Поэтому Поленов и выступал в экспозициях разных музеев именно как пейзажист.

 

Олег Наумов: Василий Поленов – человек разносторонних талантов. Он и художник, и архитектор, и очень известный благотворитель.

 

Наталья Грамолина – Поленова: Не надо забывать, что Поленов был еще великолепным театральным деятелем, себя он считал больше композитором, нежели художником, и очень любил и знал музыку. Он был блистательным архитектором, судя по поленовскому ансамблю. Во времена Поленова не было таких слов как ландшафтный дизайнер, но парк, созданный им – истинное произведение искусства. Кроме того, он был просветителем, две школы построил. Сам он там не преподавал, но его жена и дети отдали сельской молодежи очень много времени.

 

Олег Наумов: Для вас лично, чем дорог Василий Поленов?

 

Наталья Грамолина – Поленова: Для меня Поленов дорог, интересен, значителен, и является самой высокой планкой потому, что он понимал, что Россия – это не Москва и не Петербург. Это, прежде всего провинция. Когда он создавал музей, он сказал: «Почему нас так влечет в большие города? Да потому, что им отдано все: театры, музеи, библиотеки, картинные галереи. А я все это хочу хоть в малой степени, но отдать деревне». И вот он отдает деревне все лучшее, что у него есть, делая из своего дома народный музей, приглашая сюда людей, делая театр, заражая театральной лихорадкой целую округу. Не было деревни, где не было бы театра. Еще две школы он в ту пору построил и, конечно, церковь.

 

Олег Наумов: Как Поленов познакомился с Тургеневым, и что связывало писателя и художника?

 

Наталья Грамолина – Поленова: Доподлинно известно, что когда Поленов был в пенсионерской поездке  и жил во Франции, они встречались с Тургеневым в салоне Полины Виардо достаточно часто. Я не могу сказать, что они были дружны, но они относились друг к другу с большой симпатией, потому что у них было одинаковое любовное, трепетное отношение к России и к великому искусству, к подлинному искусству, которое всегда согревает человеческие души.

                      

Олег Наумов: Какую роль в становлении художника сыграл известный меценат Савва Мамонтов?

 

Наталья Грамолина – Поленова: С Саввой Мамонтовым Поленов был, прежде всего, очень дружен. Савва Мамонтов просто ворвался в жизнь Поленова еще  за границей, в Риме. В доме Саввы Мамонтова  Поленов работал. По приезде в Москву картину «Христос и грешница» он писал в доме Саввы Мамонтова на Садово-Кудринской. Главное – это, конечно, Абрамцево. Абрамцевский кружок в жизни Поленова - это великое становление. А такой организатор, как Савва Мамонтов, который просто был дрожжами в тесте. Пусть он был грубоват, и иногда задирист. Но, наверное, так и надо было делать, потому что иначе то, что Савва Мамонтов сделал в Абрамцеве, было не сделать. Это и художественная школа, керамические и рисовальные вечера. Это молодежь, которая вас может иногда раздражать наступлением на ваш внутренний консерватизм, но это все принималось. Люди приезжали разные: Мария Васильевна Якунчикова, Коровин, Серов, Левитан, Поленов, но это была одна семья в высоком творческом значении этого слова.

 

Олег Наумов: Расскажите об истории этой усадьбы.

 

Наталья Грамолина – Поленова: Само место было найдено с реки. Река Ока, которую называли самой русской из всех русских рек, поясом Богородицы, действительно соединяет несколько губерний и является связующей нитью между людьми, которые живут и в Орловской губернии и в Нижегородской. И вот по этой реке путешествуют два художника: Василий Поленов и его ученик Константин Коровин. И Коровин знает о желании Поленова где-то выстроить свою усадьбу. Причем Поленов был человеком, который не стремился в чужое гнездо. Можно было купить чью-то родовую усадьбу, приехать туда и обустроиться. Но Поленову нужно было сделать что-то свое. Он же был художником. И вот они проходят мимо этого места,  а надо сказать, что здесь тогда не было ни единого дерева. Это был песчаный косогор, лысина. И вот Поленову она то и понравилась. А тут еще по берегу шел мужик. И Поленов говорит: «Посмотри, Костенька, какой счастливый человек, в каком удивительном месте он живет». Не знаю, что ответил Костенька, но, наверное, сказал: «А кто нам мешает быть такими же счастливыми, давайте посмотрим, что можно сделать с этим местом». Оказалось, что это место можно купить. Поленов пришел на этот песчаный косогор и посмотрел на него так, как смотрит художник на чистый холст. Родилась будущая картина, которую он непременно должен сделать. И он начинает делать эту картину, но не на холсте кистями, а на земле топором, лопатой, камнем, деревом. Он строит дом в стиле финского модерна, затем свою мастерскую Аббатство, делает конструкции, которые напоминают ему Германию. Он сажает дерева. Прекрасно понимает, что никогда не увидит их большими. Но он знает, что будут дети, будут внуки, будут правнуки и место будет прекрасным.

 

Олег Наумов: Почему его мастерская называется Аббатством?

 

Наталья Грамолина – Поленова: Когда он ее построил, он написал Цветаеву, который жил за рекой в Тарусе, в 4 километрах отсюда: «Построил себе мастерскую, строил, строил, а получилось почему-то аббатство. Маленький французский монастырек». Поленов ведь много путешествовал, и память об этих маленьких домиках аббатств, которые прекрасно врисовывались, то в горный пейзаж то в долину, наверное, осталась. Поэтому, когда он строил мастерскую, он туда внес эти элементы романского стиля.

 

                                                                                                            

Олег Наумов: Какие известные картины Поленова хранятся здесь в музее?

 

Наталья Грамолина – Поленова: Прежде всего, у нас хранится «Золотая осень», та самая, которая является нашим символом. Когда мы делали заповедник, то границы заповедника определились границами картины «Золотая осень». И конечно, стихи Тютчева «Есть в осени первоначальной, короткая, но дивная пора…» - это поэтическое обращение к тому пейзажу, который позже напишет Поленов. «Осень в Абрамцеве», немного трагическая работа, которую Поленов пишет под впечатлением смерти сына-первенца Федюшки. От ощущения этой потери Поленов не мог избавиться до конца своих дней. Конечно, «Река Оять». Ведь детство Поленова прошло в Карелии. Река Оять - замечательная работа, наполненная светом, серебром и добрым отношением к первой реке, которая появилась в его жизни. Ну а «Арест гугенотки». Как ее не упомянуть, это работа, за которую Поленов получил звание академика. Арест графини де Тремон после Варфоломеевской ночи. Работ Поленова очень много, нужно просто пройтись по залам и посмотреть. А «Деревня Тургенево», а «Прибой в Нормандии», а маленькие этюды...

 

Олег Наумов: Очень интересны работы Поленова на Евангельские сюжеты.

 

Наталья Грамолина – Поленова: Да, конечно. Надо сказать, что у цикла «Из жизни Христа» совершенно особая судьба. Умирает его сестра-близнец Вера. И перед смертью берет с брата слово сделать большую работу с большого холста, с которого светила бы миру большая мысль. И Поленов приходит к сюжету о Христе и грешнице, так рождается картина «Кто из вас без греха?» или «Христос и грешница». Всего картин было 62. К 1924 году почти все картины были в семье Поленова, а в 1924 году их у семьи изъяли, для того, чтобы отвезти в Америку и продать в пользу голодающих Поволжья.

 

Олег Наумов: Одна из наиболее известных поленовских работ – «Московский

дворик». Расскажите, как она создавалась?

 

Наталья Грамолина – Поленова: Поленов юность свою прожил в Санкт-Петербурге. По окончании Академии художеств он получил золотую медаль и право пенсионерской, т.е. за счет государства поездки за границу. За границей его с одной стороны оторвали от Отечества, а с другой стороны весь кружок Боголюбова, который был на севере Франции, это были русские художники, которые познавали искусство и культуру Запада с целью привнести все самое лучшее в Россию. И вот Поленов возвращается в Россию и хочет осесть где-то в центре. А вся настоящая напряженная жизнь была в Москве. Он ищет себе мастерскую и находит ее в центре Москвы. Рано утром выходит на крыльцо своей мастерской. И видит старый московский дворик с церковью Спаса на песках, со старой усадебной постройкой, которая дышит на ладан, дворик, заросший травой. Обычная жизнь. Но этот дворик наполнен солнцем, солнце отражается в куполах. Для него,  вернувшегося в Россию, это и была Россия. А так как Поленов был очень эмоциональным человеком и очень восприимчивым к моменту, то он постарался это запечатлеть. И искренность его, и мастерство приобретенное -  все смешалось в этой работе. Родился шедевр, который он представил на Передвижную выставку, долго извиняясь за то, что он представляет пустячок. Но пустячок мгновенно приобрел Третьяков для своей картинной галереи. Дальше мы знаем судьбу этого «пустячка». Это стала одна из самых знаковых работ русского пейзажа и творчества самого Поленова.

 

Олег Наумов: Работы Поленова хранятся в лучших музеях страны и мира. А можно ли их сегодня купить?

 

Наталья Грамолина – Поленова: Правильно, в лучших музеях страны и мира, и купить их, конечно, невозможно. Но были частные собрания, в которых тоже хранится немало картин Поленова, и иногда эти картины появляются на серьезных аукционах. Причем было какое-то время, когда Поленов был не в главной обойме. Но на последнем крупном аукционе картина Поленова ушла за безумные деньги. Настоящие коллекционеры за Поленовым гоняются. И если вдруг появляется где-то в продаже подлинный Поленов, то это событие. Так что теоретически купить можно, практически это доступно немногим, поскольку чрезвычайно дорого.

 

Олег Наумов: Какие интересные экспонаты, связанные с жизнью Василия Поленова в вашем музее связаны?

 

Наталья Грамолина – Поленова: Поленово - уникальная усадьба именно в том плане, что вся обстановка, весь дом, все вещи – это подлинники. Вы входите в парк, переступаете границу дольнего мира и парка, и попадаете в подлинник. Деревья посажены руками Поленова, аллеи сделаны руками Поленова. Дома выстроены по его проекту. Вы входите в дом и видите только те вещи, которые когда-то окружали Василия Дмитриевича Поленова. Можно конечно выделить мебель, которая сделана по рисункам Поленова. Он с удовольствием делал мебель, двери, шкафы, полки, там все очень интересно.

 

 

Олег Наумов: Почему народный художник похоронен на простом деревенском кладбище?

 

Наталья Грамолина – Поленова: Он был православным человеком. Он похоронен у своей им же выстроенной церкви Святой Троицы. Естественно, на его могиле обыкновенный крест и огромный валун с реки, потому что он очень любил реку, с реки начался его путь в эту усадьбу. У Поленова есть такое завещание: «Когда умирает человек, что-то в своей жизни сделавший – это не страшно, это его сон, покой, это отдых небытия. А Бытие его переходит в то, что он сделал. И если сотворил человек на земле доброе, то бытие его на этой земле будет вечным». А где он будет лежать…

 

Олег Наумов: В 1888 году художник писал в одном из писем: \"Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит\". Можно считать, что в этих словах заключен творческий принцип мастера, который он пронес через всю жизнь. Мечта Поленова сбылась: язык красоты и гармонии, на котором говорят его работы, понятен всем. Уже больше 80 лет прошло со дня смерти художника, но бытие его на этой земле будет вечным. Потому что приносят радость написанные им картины, посаженные им аллеи, построенные его руками церковь и школы.  

В наше время все больше мерилом успешности становятся потребительские ценности: стильно одеваться, ездить на дорогой машине, жить в роскошном особняке. И часто забывается такая банальная истина: настоящую ценность имеют лишь добрые дела, которые ты совершил в этой жизни. И оттого, что эта истина банальна, она не становится менее верной.

 

«Орен-ТВ»

28 июня 2009 г.