Заказ звонка
* Представьтесь:
* Ваш телефон:
Сообщение:
* - поля, обязательные для заполнения
Заказать звонок
Курс валют
Курс валют предоставлен сайтом kursvalut.com
Счетчик

Новости

 


О Владимире Высоцком, который всегда шел своей колеей, творчество которого и сегодня звучит современно и будет востребовано во все времена, в эфире программы «Диалог» телеканала «Орен-ТВ» говорят Олег Наумов и бывшая жена поэта, мать его сыновей Людмила Абрамова.
опубликовано: 08-03-2009

Олег Наумов: Сегодня в день 8 марта звучат признания в любви к женщине, к матери. Именно любовь стала неотъемлемой частью творчества одного из самых любимых и известных народных  поэтов ХХ века Владимира Высоцкого.

«Я дышу, и значит — я люблю!
Я люблю, и значит — я живу!» – так писал поэт, певец и артист. Прошло 28 лет после его смерти, и за это время столько сказано, написано и снято о нем, что трудно прибавить что-то новое.
За 42 с половиной года своей жизни он  успел написать около 700 песен и стихов, сыграть десятки ролей. И покорить миллионы сердец. Во времена коммунистической несвободы он был внутренне очень свободным человеком и не боялся  говорить о своем времени ярко, выразительно, остро. За вольность слова его не любили и запрещали власти. За смелость, талант и неповторимое мужское обаяние любили женщины.  Владимир Высоцкий запомнился и как блестящий бард, и как театральный актер, и как создатель многих ярких образов в кино. А кем он сам себя считал - поэтом или актером?

 

Людмила Абрамова: Когда Владимир Семенович играл Гамлета на сцене родного театра на Таганке, он ощущал себя театральным актером, когда он снимался в прекрасном фильме, скажем, «Служили два товарища», он ощущал себя профессиональным киноактером, когда он выступал на концерте, он ощущал себя исполнителем авторской песни. Когда он ночью один, когда обычные люди спят, садился за стол и брал в руки ручку, он ощущал себя поэтом. Одно другому не мешало, мне кажется. Он это в себе совмещал с блеском.

 

Олег Наумов: И все же в зрелом возрасте Высоцкий считал себя, прежде всего поэтом, автором песен. Он писал: «Если на одну чашу весов бросить, предположим,  деятельность мою  в театре,  в кино,  на радио,  на телевидении, и концерты, а на другую – только работу над песней, мне кажется, эта чаша перевесит…». Да и в памяти народной навсегда остались его незамысловатые мелодии под гитару и неповторимый хрипловатый голос.

Гонители Высоцкого утверждали, что пойдет немного времени и поэта забудут. Прошло 28 лет со дня его смерти, и сегодня очевидно, что не забыли и не забудут. Почему?

 

Людмила Абрамова: Долго живет то, что талантливо и ярко рассказало о своем времени. Почему Шекспир и сейчас актуален, почему сейчас другого поколения молодые актеры, например, Хабенский или Пореченков играют Гамлета и счастливы, что могут это сыграть. Есть вещи, которые именно своей современностью сделались вневременными. То, что очень хорошо показало свой век, то и в другой век будет нужно.

 

Олег Наумов: Много лет существует Благотворительный фонд Владимира Высоцкого. С какой целью он был создан и что сделано фондом за эти годы?

 

Людмила Абрамова: Благотворительный фонд Высоцкого - это фонд, куда благотворители и меценаты вносят деньги, для того чтобы помогать в создании музея, в приобретении экспонатов, иногда достаточно дорогих, в проведении ряда мероприятий. Фонд существует с зимы 97-го. Примерно тогда музеем стал руководить сын Владимира Семеновича Никита Владимирович, и создание такого фонда, как дополнительной подпорки, подспорья в работе музея – это была его мысль, очень горячо поддержанная и матерью поэта Ниной Максимовной Высоцкой, и тогда еще живым и энергичным отцом Семеном Владимировичем, и рядом друзей.

 

Олег Наумов: Как создавался этот музей, и какие его экспонаты наиболее дороги почитателям творчества Высоцкого?

 

Людмила Абрамова: Назову вам несколько, хотя, конечно все интересно. Публика всегда слушает наши экскурсии с замиранием сердца и часто со слезами. Если взять хронологически, первое – пиджак. Вы вглядитесь в него и поймете, почему он так дорог. Он сшит Володе на окончание десятилетки, в 55-м году. У Володи это была единственная одежда: и парадная, и рабочая, и зимняя, и летняя до 68-го года. В этом пиджаке Высоцкий стал Высоцким. Очень дорогие экспонаты – это книги из личной библиотеки. Володя очень любил фантастику. У него очень много книг любимых писателей-фантастов с автографами. Это для него была драгоценность настоящая: автографы Станислава Лема, братьев Стругацких, Гены Альтова, Ариадны Громовой – это очень дорогие для него были вещи. Они у нас все целы. Мы их тоже показываем в экспозиции. Разумеется, конечно, костюм Гамлета, рапира Гамлета. Замечательные фрагменты, занавеса из «Гамлета». А цельный занавес продолжает работать в Таганском театре. Юрий Петрович использует его как амулет. Вот это все очень дорогие экспонаты.

 

Олег Наумов: В день 8-го марта не могу не спросить об отношении Высоцкого к женщинам, о любви?

 

Людмила Абрамова: 8 марта – это, прежде всего праздник, который еще маленьким ребенком мальчик узнает и поздравляет свою маму. Надо сказать, что Володя своих обеих мам, и первую маму, Нину Максимовну, которая жила с ним в деревне Воронцовка в Оренбуржье, и вторую маму Евгению Степановну очень любил, берег, защищал, задаривал, когда мог. Высоцкий был очень интеллигентный и благородный человек, и я думаю, что на фоне современных, пропагандируемых зачастую телевидением отношений между мужчинами и женщинами, Владимир Семенович выглядел бы несколько архаически,  рыцарем без страха и упрека. Он был очень благородный человек.

 

Олег Наумов: Тема любовной лирики – она все-таки вошла в творчество Высоцкого? Ведь мы, прежде всего, знаем  Высоцкого по философским, военным песням…

 

Людмила Абрамова: Да, философские, военные, ранние песни, блатные песни – у Высоцкого очень много песен. Но блистательная его лирика: «Баллада о любви», «Дом хрустальный на горе для нее» - это из кинофильма, «Здесь лапы у ели дрожат на весу» - это шедевры. Стихотворение «Я люблю тебя сейчас» - это шедевр. Причем, это едва ли не первый раз со времени пушкинского «Зимнего утра» - радостные стихи о любви. «Я люблю тебя сейчас» - это радостные стихи о любви. Гимн восторженный.

 

Олег Наумов: Владимир Высоцкий в детстве несколько лет жил в нашей области. В Бузулуке даже есть улица, названная именем Высоцкого. А он позднее вспоминал ли этот период своей жизни?

 

Людмила Абрамова: Конечно, вспоминал, разумеется. Необыкновенной красоты цветущие тюльпаны и маки, когда там наступало лето, чудовищные сугробы, которые заваливали и детский сад, и их домик так, что приходилось прорубать дорогу в снегу, чтобы выйти за дверь. И еще одно трогательное замечательное воспоминание: 40-градусные морозы, базар воскресный в деревне Воронцовка, и как они с мамой покупали молочную ледышку в газетку. Подоив корову, нужно было это молоко разделить на очень маленькие порции: у эвакуированных, да и у своих не было денег на то, чтобы трехлитровый баллон молока купить. И разливали молоко в блюдечко, в чашечку, так чтобы можно было потом как песочный куличик вытряхнуть. И продавали в газетку. И Нина Максимовна на базаре покупала Володе из маленького блюдечка плоский блинчик молока.

 

Олег Наумов: Оренбургский краевед Владимир Горячок рассказывает:

«Маленький Высоцкий в 41-м году с мамой Ниной Максимовной был эвакуирован сюда, в Оренбургский край. Его дед и  полный тезка Владимир Семенович Высоцкий работал на фабрике «Свобода», это было парфюмерное производство в Москве, и детей этой фабрики эвакуировали сюда в Оренбургский край, конкретно в Бузулукский район, село Воронцовка. Они жили здесь до июля 43-го и вернулись в Москву, когда начались уже первые победы, и первые салюты».

Людмила Владимировна, расскажите, пожалуйста, о ежегодном театральном фестивале «Эра милосердия».

 

Людмила Абрамова: К сожалению, сейчас мы его уже не проводим. По материальным причинам. Не хватает на это денег. Это очень серьезная и очень дорогая для меня работа. Я несколько лет была счастлива видеть, как росли, те молоденькие актеры, которых мы отбирали для «Эры милосердия» на дипломных спектаклях или первых последипломных работах. Вкус нас не подводил, и мы выбирали именно тех, кому суждено было, кому Богом подарены были актерские таланты, и актерский характер, и актерское будущее. Замечательная восхитительная Диночка Корзун, , которую я видела на дипломном спектакле в «Чуде святого Антония», она была великолепна, она великолепна и сейчас. С ней же вместе Слава Бойко. Ярослав и сейчас много снимается и очень выразителен, как актер. Потом, не только Костя Хабенский, но и весь его курс. В свое время, когда они еще на третьем курсе были, они написали композицию по стихам и биографии Высоцкого. «Время Высоцкого» - это был очень яркий спектакль. Мы умели выбрать хороших актеров.

 

Олег Наумов: Ежегодно вручается премия имени Высоцкого «Своя колея». Что для самого поэта означало «идти своей колеей»?

 

Людмила Абрамова: Для Высоцкого это означало жить, дышать. Он по-другому не мог. Высоцкий был очень свободный человек. Это не внешние обстоятельства, это не права, которые в Конституции записаны, это внутренняя основа мироощущения. Он был очень свободный человек. Он не боролся ни с кем. Он просто жил. Это и было для него «своя колея», по чужим ходить он не мог. И никогда не ходил. Заставить его идти чужой колеей не удавалось никогда и никому. А премия «Своя колея», которую вот уже 11 раз вручал Никита Владимирович Высоцкий – это награда тем, кому удается  сейчас в таком лживом, таком разрекламированном, таком фальшивом мире все-таки разглядеть тех людей, о которых бы сейчас Володя написал песню. Он ведь писал и посвящал свои песни именно тем людям, которые идут «своей колеей».

 

Олег Наумов: Что испытывал поэт, знавший себе цену и не имевший возможности издать свои стихи?

 

Людмила Абрамова: Пушкин очень многого не публиковал. Но это передавалось в литературных салонах. Изустная литература вообще не публикуема. Чей тираж можно сравнить с Володиными тиражами? На магнитофонных пленках, на старых кассетах. Владимир Семенович ощущал себя всенародно признанным, любимым и нужным, как витамин, чтобы цинги социальной не было. Он на это отвечал взаимной любовью к народу потоком своего творчества: и актерского, и песенного, и исполнительского.

 

Олег Наумов: Да, он был истинно народен, но так мало получил при жизни официального признания. Вместо этого разносная критика в прессе, невозможность издавать свои стихи, препятствия в актерской работе в кино. При жизни он не стал ни народным, ни заслуженным, ни лауреатом. Официальных наград и званий удостоен не был. Но ему удалось стать кумиром для многих поколений. Сам Высоцкий говорил, что понял любовь зрителей, когда возвращался домой пешком, а изо всех окон гремели его песни. «Не поставят мне памятник в сквере где-нибудь у Петровских ворот» - писал Высоцкий. И ошибся. Именно на бульваре у Петровских ворот стоит сегодня памятник мятежному поэту. Его имя и талант продолжают жить в памяти и сердцах людей.

 

«Орен-ТВ»

8 марта 2009 г.