Заказ звонка
* Представьтесь:
* Ваш телефон:
Сообщение:
* - поля, обязательные для заполнения
Заказать звонок
Курс валют
Курс валют предоставлен сайтом kursvalut.com
Счетчик

Новости

 


Как пережить безрадостный февраль и учение не превратить в мучение? Олег Наумов и директор Института возрастной физиологии Российской академии образования Марьяна Безруких в программе «Диалог» телеканала «Орен-ТВ».
опубликовано: 15-02-2009

Олег Наумов: Давно закончились зимние каникулы, и в разгаре самая длинная - третья учебная четверть. При этом в памяти у всех бывших школьников возникает безрадостная картинка: холодное темное небо по утрам, сонное гудение в классе, разбавляемое вызовом к доске или контрольной по алгебре, а после прихода домой - бесконечные уроки.

Ученые-физиологи установили: февраль – самый трудный месяц в учебном году. Именно на третью четверть приходится наибольший объем материала и основная подготовка к экзаменам. В это время нагрузка у школьников увеличивается в два-три раза, и продолжительность рабочего дня доходит до 12-14 часов в сутки.  Но детям тяжело не только эмоционально, но и физически, ведь силы детского организма истощены, и ребята бредут в школу, еле волоча ноги.

 

Марьяна Безруких: Да, действительно, к февралю накапливается усталость, с начала года прошло достаточно много времени, а нагрузка интенсивная и работы у наших школьников много, естественно, накапливается дефицит ультрафиолета и дефицит витаминов, потому что питание зимой отличается от того, что дети имеют летом. Дети мало двигаются и самая главная беда в том, что нагрузка к февралю растет, а не снижается. И поэтому в феврале мы отмечаем более высокую заболеваемость, ухудшение функционального состояния, очень сильное напряжение – именно поэтому февраль – самый сложный месяц учебного года.

 

Олег Наумов: По мнению Нины Сетко, доктора медицинских наук, профессора, заведующая кафедрой гигиены и эпидемиологии Оренбургской государственной медицинской академии, сегодня в первом классе необходимы специальные дополнительные каникулы: «Почему? Потому что морфо-функциональные особенности, особенно у детей младших классов таковы, что эта нагрузка делается неадекватной функционированию основных систем, которые задействованы в учебном процессе. Поэтому быстро наступает утомление, дети делают свою работу некачественно, делают много ошибок».

Абсолютное большинство первоклассников с удовольствием идут в школу и хотят учиться. Проходит несколько лет, и с удовольствием идут в школу уже лишь единицы. Что происходит с детьми и почему?

 

Марьяна Безруких: Я должна вас огорчить: проходит не несколько лет, а всего полгода. Назову цифры: примерно 90% первоклассников идут в школу с высокой мотивацией, то есть они очень хотят учиться. Но, это в том случае, если их не замучили до школы. 60% детей, которые учатся в различных группах подготовки к школе,  уже в школу идти не хотят. Но даже если дети очень хотят идти в школу, то уже к декабрю это количество снижается до 20%. Дело в том, что первые месяцы первого учебного года – это очень сложные месяцы. Это месяцы адаптации, приспособления к новым условиям жизни, к новым требованиям, к новым нагрузкам. Детям это все очень сложно, а школа и родители этого не знают и не хотят этого видеть.

 

Олег Наумов: По каким признакам можно определить, что ребенок устал и нуждается в отдыхе?

 

Марьяна Безруких: Эти критерии достаточно простые, их понять и увидеть может каждый родитель. Первое. Ребенок не должен худеть. Если ребенок похудел больше, чем на полкилограмма, значит, нагрузки неадекватны. Здесь надо сказать, что кроме школы, у наших детей много дополнительных нагрузок. Второй признак, это когда ребенок становится более возбудимым. Часто родители говорят: слезы близко. Непонятно из-за чего и почему он начинает плакать, расстраивается. Третий признак – беспокойный сон. Если ребенок долго не засыпает, если он плохо спит, просыпается, вскрикивает во сне, говорит, что ему снятся страшные сны – это тоже признак неблагополучия. И еще: я советую учителям и родителям обратить внимание на почерк. И они увидят, как отличается почерк ребенка, когда он спокоен, и как нарушается почерк, как появляются ошибки, когда он напряжен. Это первые понятные и видные признаки напряжения и утомления.

 

Олег Наумов: Для миллионов наших сограждан утро начинается со сборов своего чада в школу.  С какими чувствами россияне оправляют детей учиться? Для большинства родителей это надежда. С надеждой на то, что \"ребенок получит необходимые ему знания\", завтрашний день встретят 67% родителей. Еще 4% счастливы уже от того, что их дети будут заняты чем-нибудь полезным. Есть и те, кого школа не слишком радует: 5% пап, мам, дедушек и бабушек опасаются за здоровье своих чад из-за все возрастающих нагрузок, 9% тревожатся, что они \"попадут в плохую компанию\", а 8% недовольны качеством школьного образования.

К концу зимы усталость накапливается не только у детей, но и у взрослых. Как должны вести себя родители утром, когда они отправляют ребенка в школу?

 

Марьяна Безруких:  Должна вам сказать, что родители бывают неадекватно раздражены в любое время года. И если утром ребенка будят словами: «Вставай, мы опаздываем», это значит, что у ребенка не будет хорошего дня. Этим мы вгоняем его в состояние стресса буквально с момента просыпания. Родители должны понимать, что ребенок опаздывает не потому, что он опаздывает, а потому, что они не сумели организовать его жизнь, быт. Будить лучше ласковыми словами, минут за 20 до того времени, когда он должен реально встать, не торопить его и дать возможность хотя бы 5 минут поваляться. Обязателен горячий завтрак. И еще. Очень часто ребенок, особенно первоклассник, не умеет правильно подготовить свой портфель. Он может забыть пенал, тетрадку или книжку. Не стоит утром его за это ругать. Лучше с вечера все проверить. И корить ребенка за то, что его предупреждали, а он не сделал. И уж совсем никуда не годится, когда начинают ругать за нечищеные ботинки или грязный носовой платок. Это забота родителей.

 

Олег Наумов: Как учитель в этот период может перестроить свою работу, ведь учебную программу нужно выполнять?

 

Марьяна Безруких: Да, конечно, программу нужно выполнять, но, слава богу, теперь учитель не должен распределять программу в соответствии с какими-то требованиями сверху. Это раньше во всех школах Советского Союза в один и тот же день учили одну и ту же букву. Теперь каждый учитель имеет право перераспределить программу в течение учебного года так, как он считает нужным. Но, как правило, все программы выстраиваются таким образом, что к началу апреля все прошли. А в начале апреля дети оживают, они готовы работать и готовы учиться. А уже все пройдено. Так вот стоит в феврале остановиться, подтянуть долги, которые образовались, а, начиная с марта идти дальше. Это может сделать каждый учитель. Нужно только понимать, что это необходимо сделать.

 

Олег Наумов: Доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой гигиены и эпидемиологии Оренбургской государственной медицинской академии Нина Сетко считает, что «педагоги должны предусматривать в этот тяжелый февральский период снижение учебной нагрузки, изменение режима учебно-воспитательного процесса, делать больше перерывов, увеличивать в школе сберегающие здоровье технологии, которые у нас сегодня отработаны. Педагогическое сообщество должно понимать, что если они этого делать не будут, никакой успешности обучения у детей не будет. Плюс утомление будет переходить в переутомление – это значит риск развития заболеваний».

Если ребенок именно в феврале начинает получать плохие оценки. Нужно ли его ругать и наказывать за это?

 

Марьяна Безруких: Я думаю, что ругать ребенка за плохие оценки не стоит никогда. Объясню, почему. Ругают, как правило, от бессилия. Считают, что ничего не получится. Но если взрослые не уверены, ребенок ведь не сможет быть уверенным. Самое главное, разобраться в причинах, не оставлять ребенка один на один с этой проблемой. Например, у учащихся первого-второго класса бывает много ошибок при письме. И обычно ребенку говорят: ты невнимательный, ты ленишься, не стараешься. А причиной может быть несформированность звуко-буквенного анализа. А это работа для специалиста, для логопеда. Ребенок не может справиться с такой проблемой. Если ему не помочь справиться с проблемой во втором классе, то в пятом будет двадцать и сорок ошибок в диктанте. Но виноват в этом будет не ребенок, а педагог, который не понял, что нужно сделать, и родитель, который не нашел варианта помощи ребенку.

 

Олег Наумов: Стоит ли заставлять ребенка заниматься чем-нибудь еще помимо учебы в школе?

 

Марьяна Безруких: В первом классе вместе с учебой в школе начинать занятия в музыкальной,  художественной, спортивной школе не стоит. Это нужно сделать за год до школы. Например, в музыкальную школу можно пойти в шесть лет. Во втором классе годятся самые разные кружки. И нужно понимать, что у ребенка может быстро, на взгляд родителей, теряться интерес. Например, он начал ходить в кружок моделирования, через два месяца говорит, я в моделирование не хочу, я хочу на шахматы. Через два месяца: я не хочу на шахматы, я хочу на футбол. Как правило, родители не разрешают этого делать. Они говорят: выбрал, пожалуйста, ходи. И на мой взгляд, это большая ошибка.  У ребенка другого времени попробовать – не будет.

 

Олег Наумов: Какие продукты обязательно должны входить в рацион ребенка в зимний период?

 

Марьяна Безруких: Рациональное питание – это не самое дорогое питание, потому что дефицит витаминов зимой не обязательно восполнять экзотическими фруктами. Морковь, яблоки, квашеная капуста есть везде. Но для того, чтобы получить необходимое количество витаминов, нужно не каплю на тарелочке, а хорошую мисочку. И это дать ребенку имеет возможность практически каждый родитель. Очень полезны и необходимы разного рода каши. Очень важна рыба в рационе ребенка. Рыбы едят очень мало, может, за исключением прибрежных районов. Ребенку не нужны крутые мясные отвары, лучше готовить овощные супы. Нужны молочные продукты, но есть дети, которые не принимают молоко, им нужно давать кисломолочные продукты.

 

Олег Наумов: Оренбургская область выиграла федеральный конкурс по совершенствованию школьного питания. Говорит профессор Нина Сетко:   «Сейчас в  19 школах города Оренбурга и 2 школах Сакмарского района проводится программа совершенствование школьного питания. Я считаю, что на этом этапе сделана просто революция в школьном питании. Потому что если вы придете в школу сегодня – это совершенно новые технологии, которые определяют щадящее питание, здесь уже составлены меню, которые подходят по физиологическим нормам, плюс это несколько другая культура. Сегодня стоит задача, чтобы эксперимент был распространен на каждую школу в Оренбургской области».

Вернемся к общей проблеме. Что делать, если ребенок просто не хочет идти в школу?

 

Марьяна Безруких: До этой ситуации нельзя доводить, потому что ребенок активно отказывается в тот момент, когда уже совсем невмоготу. Нельзя не обращать внимания на жалобы ребенка. Если мы будем внимательны к ребенку и к его жалобам, тогда мы этой ситуации просто не допустим. А первые жалобы ребенка бывают такими: у меня что-то болит голова, у меня болит живот, я плохо себя чувствую. Что говорят при этом родители: как уроки делать, так у тебя голова болит, а когда на прогулку, у тебя голова не болит. Но ведь это действительно так! У него болит голова, когда он садится делать уроки, потому что он нервничает. А нервничает, потому что не получается. И нередко эти вечерние уроки, а вечером уроки учить нельзя, это бессмысленно и бесполезно, заканчиваются слезами. Но это еще может быть конфликт с учителем, неприятие ребенка – совсем нередкая ситуация в школе. Конфликты учителей с детьми бывают затяжными и тяжелыми. Нужно быть внимательным к ребенку, наблюдать за его состоянием, больше с ним разговаривать.

 

Олег Наумов: Что могут предпринять родители, чтобы уберечь ребенка от чрезмерной нагрузки? Ведь, с одной стороны, нужно сохранить здоровье ребенка, а с другой, нужно сдать экзамены, получить хорошее образование.

 

Марьяна Безруких:  Что мы говорим старшеклассникам, заканчивающим школу? Учи, учи, ты опять решил погулять, ты мало занимаешься, ты не сдашь, ты не поступишь, у тебя не получится. Вместо того, чтобы говорить, молодец, учись, у тебя все получится. Гулять нужно. Расслабляться нужно. Без этого невозможно. Перенапряжение часто приводит к тому, что ребенок приходит на экзамен, и даже то, что знает, ответить не может. Нужно помогать ребенку. Наша поддержка – это все. Психологи установили, что успех в решении любой задачи зависит не столько от того, знает ли человек ответ, сколько от того, уверен ли он, что он может сдать этот экзамен. Значит, настрой, установка на успех, это очень важная вещь. А это задача родителей.

 

Олег Наумов: Сегодняшняя школа, при всех ее проблемах остается главным источником знаний для подавляющего большинства наших сограждан, ей просто нет альтернативы. Но вот о том, чему и в каких объемах нужно обучать детей, родители, медики и чиновники от образования без конца спорят. Потому что все больше понимают: в современном обществе недостаточно просто наполнить голову ребенку всевозможными знаниями из самых разных областей. А значит, главная задача школы сегодня — помочь пробудить и развить уникальные индивидуальные способности. А нам, родителям, похоже, пора ломать воспитательские стереотипы наших бабушек и прабабушек. Не окрик и наказание должны стать главным инструментом в общении с детьми, а интонации похвалы, одобрения и готовности в любую минуту прийти на помощь. Ведь только психически и физически здоровый и уверенный в себе человек сможет стать полноценной личностью  и достичь успеха.

 

«Орен-ТВ»

15 февраля 2009 г.