Заказ звонка
* Представьтесь:
* Ваш телефон:
Сообщение:
* - поля, обязательные для заполнения
Заказать звонок
Курс валют
Курс валют предоставлен сайтом kursvalut.com
Счетчик

Новости

 


Увеличение таможенных пошлин на иномарки добавило проблем автовладельцам в их и без того тяжелой жизни в условиях кризиса. Олег Наумов и видный эксперт по автомобильному законодательству Виктор Травин в программе «Диалог» телеканала «Орен-ТВ».
опубликовано: 08-02-2009

Олег Наумов: Жизнь автовладельцев и тех, кто только собирается купить машину, серьезно осложнилась – в стране повышены пошлины на импортные автомобили. Объясняется это повышение необходимостью защиты отечественных автозаводов. По стране прокатилась волна манифестаций. В одних участвовали противники повышения пошлин, а в других  - сторонники. Противники повышения пошлин – это почти все потребители: новые цены на иномарки становятся неподъемными, цены на отечественные автомобили тоже поднялись, например на ВАЗе цены выросли более чем на  2 %. Похоже, других способов выживания, кроме увеличения цен, наш автопром просто не знает. Но и сторонники повышения пошлин, работающие в отечественном автопроме, вряд ли от этого выиграют. При такой политике сокращение производства  и увольнения гарантированы.

В условиях кризиса на автовладельцев обрушились и другие беды: банки пересматривают условия выплаты автокредитов, страховые компании экономят на страховых случаях. Существует много других назревших проблем автолюбителей. Начнем с того, что с 1 января 2008 г. вступило в силу ряд положений Федерального закона от 24 июля 2007г. об увеличении штрафов за нарушения ПДД. Прошел год. Способствует ли ужесточение наказаний уменьшению аварийности на дорогах?

 

Виктор Травин: На самом деле, некоторые штрафы выросли в пять, а какие-то в три раза, слава богу, но, как показывает практика, серьезного влияния на сокращение числа ДТП и нарушений в целом это не дало, и дать, в принципе, не может по одной причине. К сожалению,  у нас суммы штрафов устанавливаются методом тыка в потолок: умножаются на два, на три, но при этом никогда не выясняется, а какая именно реальная сумма штрафа могла бы послужить профилактической мерой в отношении водителей. В европейских странах любая сумма штрафа устанавливается с помощью проведения анализа, когда у водителей спрашивают, какая сумма штрафа остановила бы вас при нарушении скоростного режима. И когда выясняется некая усредненная цифра, она, собственно и становится законодательной нормой. У нас же цифры берутся с потолка. И именно потому, что они никак не привязаны к реалиям, не основаны на психологии водителя, на его имущественном положении, они работать не могут.

 

Олег Наумов: Заместитель начальника ГИБДД г. Оренбурга Сергей Прошин считает, что, по крайней мере, в борьбе с пьянством за рулем ужесточение наказаний помогло: «Два года назад за управление транспортом в нетрезвом состоянии нашей законодательной властью принята санкция, при задержании за управление техническим средством в нетрезвом состоянии, или отказ проходить медицинское освидетельствование, водитель судом лишается права управления на определенный  срок. И в результате этого мы наблюдаем тенденцию к снижению ДТП по вине водителей в нетрезвом состоянии».

Какие меры, на ваш взгляд,  заставят наших водителей ездить по правилам?

 

Виктор Травин: Для начала давайте посмотрим, насколько несуразен сам кодекс, и сами санкции, ныне существующие. Если я как водитель, перевожу непристегнутого пассажира - папу ребенка, я плачу 500 рублей, за то, что он непристегнут, и сам он платит 100 рублей. Если я перевожу непристегнутого его ребенка, я плачу 100 рублей. То есть у нас детская жизнь получается, стоит в 5 раз дешевле. Более того, если вы сегодня едете без регистрационных знаков, 5000 штрафа или лишение водительских прав. Понятно, эта суровая мера необходима, потому что вашу машину невозможно идентифицировать. Но если вы забрызгали его грязью, машину тоже невозможно идентифицировать, и всего лишь 100 рублей штрафа. Вот такие несуразности дают основания полагать, что кодекс сегодня – это лебедь, рак и щука, которые неспособны навести порядок на дорогах. Нужен, видимо, не только механизм закручивания гаек, нужны еще какие-то санкции в виде пряника. У нас в страховом деле есть такое понятие: не нарушал  и не совершал ДТП, страховка на следующий год будет стоить несколько дешевле. Почему бы не сделать для водителей, которые не нарушают правил, например, техосмотр без очереди. Это условно, можно придумать что-нибудь другое. Не нарушал в течение года – первый штраф будет вполовину меньше. Нужен пряник, водителя нужно поощрять, нельзя же его постоянно «мордовать», бить и угрожать.

 

Олег Наумов: А вот и совсем свежее нововведение. Российские власти все-таки приняли решение ввести специальный знак для молодых водителей. Уже с 1 марта все водители легковых автомобилей, стаж которых не превышает двух лет, обязаны будут наклеить на свое транспортное средство «квадрат желтого цвета с изображением восклицательного знака». Считается, что такой знак позволит не только новичкам, но и опытным водителям чувствовать себя увереннее на дороге.
Главным событием последнего времени для автолюбителей стало повышение таможенных пошлин на иномарки. Сделано это в угоду владельцев отечественных автозаводов под прикрытием поддержки отечественного производителя. В народе это решение было воспринято резким несогласием: второй месяц в разных городах страны вспыхивают акции протеста. По данным соцопросов, лишь 6% населения считают, что повышение пошлин на иномарки поможет спасти российский автопром,  21%  считают, что российский автопром и не нужно спасать и поддерживать, а 72% полагают, что эти меры все равно не помогут отечественным автопроизводителям.
Евгений Козак, директор автосалона в Оренбурге считает, что увеличение таможенных пошлин это неверный путь: «Это повышение ляжет на наши плечи, плечи потребителей, людей, которые хотят ездить на качественных и современных автомобилях. На мой взгляд, финансирование проекта создания серьезного конкурентного автомобиля со стороны российского автопрома было бы серьезным шагом и помощью к созданию конкурентного продукта и соответственно повышение уровня комфорта и безопасности жителей нашей страны».

Другая проблема автолюбителей. Банки повышают ставки  на купленные в кредит автомобили. Можно ли с этим бороться?

 

Виктор Травин: Можно расторгнуть договор, можно пересмотреть условия договора, в конце концов, нужно в каждом конкретном случае смотреть договор. Если вы согласились с тем, что банк будет менять условия договора, вам деваться некуда, но полагаю, что в любом случае ваш путь судебный.

 

Олег Наумов: По мнению юриста Игоря Жеребцова необходимо конкретно разбираться в каждой отдельной ситуации: «Если в договоре прописано, что банк имеет право в одностороннем порядке повышать кредитную ставку во время действия договора, то действия банка законны. Но только при условии, что это было прописано в кредитном договоре. Если этого нет, то банк не имеет право повышать процентную ставку и претендовать на это. Если банк, по мнению гражданина превышает какую-то разумность, то есть повышает ставку в разы : была 15, а банк хочет 35 или 40. здесь у гражданина есть выбор: или подписать дополнительное соглашение, или объяснить банку, что он делает запрос в главное управление центрального банка России по Оренбургской области. Где он в своем заявлении описывает ситуацию и просит руководство разобраться в сложившейся ситуации».

Страховые компании оценивают ущерб от ДТП на одну сумму, а выплачивают меньшую. Можно ли как-то этому противостоять?

 

Виктор Травин:  Можно судиться со  страховой компанией, но, как показывает практика, это довольно сложно и практически бесполезно, уж очень ушлые и матерые юристы работают в страховых компаниях. Есть смысл пойти двумя путями. Путь первый: если у вас есть деньги, отремонтировать машину за свой счет, а потом на основании 15 статьи гражданского кодекса взыскать всю потраченную на ремонт сумму с виновника аварии. Если у вас денег нет, то сразу обратиться к нему с претензией: прошу возместить мне причиненный ущерб на основании калькуляции. Если он отказывается, тогда пусть привлекает свою страховую компанию в качестве соответчика и если совсем отказывается, можно в судебном порядке наложить арест на его имущество. Я думаю, что тогда у него деньги или хотя бы машина найдется.

 

Олег Наумов: Сейчас очень много списывают на кризис, и страховые компании задерживают выплаты по страховым случаям.

 

Виктор Травин: Я напомню, что этот срок должен быть по ОСАГО 30 дней, если задерживают, ссылаясь на кризис, это категорически не допустимо. Есть смысл писать сразу в Росстрахнадзор и в Российский союз автостраховщиков, как правило Росстрахнадзор или РСА принимают довольно жёсткие меры в отношении тех кто не соблюдает сроки выплат по ОСАГО. Как показывает практика, шевелиться начинают раза в 3 быстрее. Кризис это не основание для задержки выплат. 

 

 

Олег Наумов: Гаишники грозят штрафами за отсутствие ремней безопасности на заднем сидении, хотя они не предусмотрены заводом изготовителем. Вправе ли они это делать?

 

Виктор Травин: Ну, гаишники могут грозить чем угодно, достаточно открыть, а всегда нужно возить любому водителю ПДД и кодекс об административных правонарушениях, в п. 22.9 прямо сказано, что водитель и пассажир должны быть пристёгнуты ремнями безопасности в том случае, если конструкцией ТС эти ремни предусмотрены. Если это не предусмотрено, то требовать, а тем более наказывать ни один инспектор ДПС не в праве.

 

Олег Наумов: Можно ли зарегистрировать машину в городе, если у владельца нет городской прописки?

 

Виктор Травин: Если собственник ТС временно зарегистрирован в городе, он имеет полное право по месту своей регистрации временно зарегистрировать свое ТС.

 

Олег Наумов: Т. е. любой другой случай не предусмотрен.

 

Виктор Травин: Предусмотрен. Для жителей крайнего севера, военнослужащих и студентов. Если машина только что куплена, в таком случае он обязан её зарегистрировать по месту постоянного жительства потом по месту временного. Но если машина уже находится в собственности и зарегистрирована в одном регионе, он имеет право зарегистрироваться в другом регионе и там же поставить машину на временный учёт.

 

Олег Наумов: На какой срок можно делать доверенность, написанную от руки, без заверения нотариуса?

 

Виктор Травин: Не имеет значения: удостоверена доверенность у нотариуса или нет, в любом случае вы можете её выдать на срок хоть от одного дня. Но важно, чтобы этот срок не превышал 3 года. Вы можете указать в доверенности и конкретное действие по совершению которого, истекает срок действия доверенности и ваши полномочия считаются прекращенными. Другое дело, если вы вдруг забыли указать в доверенности срок её действия, то в соответствии с ГК она будет автоматически действительна только в течении 1 года. Более того, хорошо бы ещё задать вопрос можно ли машину поставить на учёт по рукописной доверенности. А можно ли пройти ТО если машина не моя и у меня только рукописная доверенность. Нигде этого не знают. Отвечаю - можно. А можно ли машину зарегистрировать в ГАИ, не обращаясь в комиссионный магазин? Вот вы - продавец, я – покупатель, мы с вами договорились, не в комиссионное переоформление идём, а идем сразу в ГАИ. Вы говорите «Я Травину продаю», а  я говорю «Я покупаю». Здесь же при нас машину переоформляют. А кто-то идет в комиссионный магазин, стоит в очереди, переоформляет, справку счёт получает, потом идет в ГАИ. Не надо. Или к нотариусу.

 

Олег Наумов: У нас две крайности. Одни пьют за рулём и потом отмазываются от гаишника. Другие не пьют, их останавливают фактически вымогать взятку, хотя они не пили и совершенно ни в чём не повинны. Как себя защитить в этом случае? Какие права есть у автолюбителя?

 

Виктор Травин: Нужно помнить, что инспектор ДПС с 1-го июля прошлого года, если есть основания подозревать, что водитель находится в состоянии опьянения, а есть 5 признаков и 5 критериев состояния опьянения, должен предложить алкотестер сертифицированный, выдающий распечаточку в виде чека. К сожалению, алкотестер есть еще не у всех инспекторов ДПС, поскольку  он довольно дорогой – порядка 40000р. стоит. У инспектора ДПС нет права не предложив водителю дунуть в алкотестер, сразу вести его на медицинское освидетельствование. Потому что 475-е постановление кабинета министров прямо говорит, что можно только в том случае направить водителя к врачу наркологу: - если предложено дунуть, а водитель отказался; - если водитель дунул в трубочку, и она показала положительный результат, но водитель не согласился с этим результатом; - и если трубочка ничего не показала, но по внешним признакам совершенно очевидно, что у водителя есть признаки наркотического опьянения. В этом случае он имеет право доставить водителя на медицинское освидетельствование к врачу. Никаких иных оснований нет. Сегодня же в стране почти на каждом посту ДПС говорят: у нас алкотестеров нет, поэтому везём к врачу наркологу.  Это не основание. И уже судьи практически повсеместно отменяют постановления о лишении права управления, если инспектор нарушил порядок освидетельствования.

 

Олег Наумов: Насколько законно, когда обычный прохожий снимает на мобильный телефон, либо на камеру какое-то нарушение ПДД, а водителя потом штрафуют.

 

Виктор Травин: Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении может быть что угодно: заявление граждан, видеофиксация нарушения с помощью мобильного телефона, фотография, любой документ, который может служить доказательством его виновности. Другое дело, что потом эту видеозапись будут оценивать с точки зрения её убедительности. Оценивать будут или органы ГИБДД или суд, если дело попадёт в суд. Поэтому основания для проверки возникают автоматически сразу же. Если не подтвердится - не наказывают, если подтвердится - естественно привлекают к ответственности. Но оценивают то или иное доказательство, независимо какое оно на бумажном носителе или видео естественно в соответствии с законом и по внутреннему убеждению лица или органа рассматривающего это дело. Т. е. можно и на основании видеозаписи возбуждать дело.

 

Олег Наумов: Культура поведения водителя на дороге у нас очень слабая.

 

Виктор Травин: Отсутствует.

 

Олег Наумов: Как вы считаете, в последнее время есть какой-то прогресс?

 

Виктор Травин: Смотря в чём. Ну, например, мы стали чаще и с большим удовольствием уступать дорогу пешеходам на пешеходном переходе, если они имеют преимущественное право перехода. Мы с оглядкой теперь, как утверждают врачи-наркологи, принимаем алкоголь и садимся за баранку. И, как утверждает статистика, а ей можно я думаю верить, мы стали меньше пить за рулём. Во всяком случае, количество водителей задержанных в алкогольном опьянении сокращается. Тенденция есть, но говорить о том, что заслуга этой ужесточения штрафов видимо нельзя. Надо говорить о том, что есть тенденция к росту самосознания. Многие начинают понимать, что это становится просто не выгодно. Что это опасно и не модно. Тот кураж 80-х - напился, поехал, всем подрезал и пролетел на скорости 200, он уже, слава богу, прошел. Мне кажется, что мы, будучи за рулём стали немножечко умнеть, но пока, к сожалению очень немножечко.   

 

Олег Наумов: Вы сказали так: «Наша задача - не нагнуть чиновника – будь то гаишник, судья или прокурор, но распрямить водителя». Как это можно сделать?

 

Виктор Травин: Безумно сложно, но я считаю, что возможно. Водитель, рассуждает сегодня так: зачем мне читать кодекс, ПДД, наставления по работе ДПС, закон о милиции, а потом демонстрировать свои знания перед сотрудником ДПС, мне проще дать денег. Но потом кто однажды попал в подобную ситуацию, понимает, что на самом деле было и проще и дешевле купить кодекс. Потому что, прикрывая совершение административного нарушения, нарушение ПДД, например, некоторые водители, расстёгивая свой кошелёк, совершают преступление уже уголовного плана. Надо понимать, что прикрывая штраф в 500р. ну или 1000р., вы можете совершить преступление за которое понесёте уголовную ответственность. Это несоизмеримо. Ведь как оказывается совсем не сложно прочитать ПДД, наконец-таки, несмотря на то, что вы уже давно получили водительское удостоверение, не сложно изучить 12 главу кодекса об административных правонарушениях, чтобы выглядеть на дороге чуть подкованнее, образованнее любого инспектора ДПС. Вот только этот багаж знаний даёт возможность сегодня распрямить водителя. И это здорово, что сегодня многие не поленившись, застёгивают свой кошелёк, избавляют себя от взяток, покупают кодексы, и на дороге выходят победителем. Это безумно радует. 

 

Олег Наумов: Президент нашей страны, говоря о безопасности дорожного движения, сказал, что на первом месте — строительство дорог. И это правильно. Состояние дорог у нас чаще всего отвратительное. Но ремонт и строительство дорог — это гигантские деньги, это затрата времени и сил. Чиновнику гораздо проще вместо реальных дел подписать очередное постановление, представив его как борьбу за безопасность дорожного движения. Вот и получается, что за состояние безопасности на автодорогах отвечать некому. А тот, кто обязан делать это по закону, больше занят охотой на нарушителей правил дорожного движения и придумывания все новых капканов для водителей. Во всем мире кризис привел к снижению цен на автомобили, а у нас дорожают и иномарки, и доморощенные «Жигули». Во всем мире, вслед за ценами на нефть, дешевеет бензин. У нас его цена почти не изменилась. Чиновники-оптимисты скажут, что не надо сгущать краски, изменения к лучшему все-таки есть, хоть и небольшие. Спорить не буду. Наверное, все зависит от точки зрения. Вот когда эти изменения к лучшему почувствует простой народ за баранками свих «Жигулей» и «Фордов», он это непременно отметит. Народ ведь у нас благодарный.

 

«Орен-ТВ»

8 февраля 2009 г.