Заказ звонка
* Представьтесь:
* Ваш телефон:
Сообщение:
* - поля, обязательные для заполнения
Заказать звонок
Курс валют
Курс валют предоставлен сайтом kursvalut.com
Счетчик

Новости

 


300 лет исполнилось одной из самых удачных реформ Петра –административно-территориальному делению России на губернии. Олег Наумов и куратор выставки в Государственном архиве древних актов Наталья Болотина в программе «Диалог» телеканала Орен-ТВ.
опубликовано: 21-12-2008

Олег Наумов: Как правило, люди живо интересуются всем, что связано с родным краем: его историей, природой, культурой. В декабре оренбуржцы отметили день образования области, а в Москве на днях открылась архивная выставка, посвященная 300-летию первой губернской реформы в России.

19 декабря 1708 года Петр I подписал указ «Об учреждении губерний и о росписании к ним городов». Согласно указу, было учреждено восемь губерний. Подписывая исторический указ, Петр I обратился к древнелатинскому слову «губернатор», что означало «правитель». Правители-губернаторы соединяли в одном лице военную, административную и судебную власти, сконцентрировав в своих руках огромные полномочия. Петровское деление на губернии скрепляло державу в единое целое, и вместе с тем, передавая полномочия от центра губернаторам, помогало учитывать своеобразие регионов России.

Каким было административное деление до Петра и почему понадобилось его реформирование?

 

Наталья Болотина: В допетровскую эпоху существовало административно-территориальное деление в виде уездов во главе с воеводами. Уездов было много. Воеводы практически не имели никакого общего законодательства, регламентирующего их деятельность. Царь пришлет указ делать так-то, и они неторопливо его выполняли. А в петровское время меняется сам ритм жизни государства. Россия начинает превращаться в империю, в 1700 году начинается Северная война, очень тяжелая, очень сложная, поэтому нужно было быстро создавать армию, создавать флот, а это значит припасы, люди, материальные средства. Все шло откуда? Из регионов. Поэтому нужно было создать такое управление, которое бы могло оперативно, быстро и эффективно решать все эти вопросы.

 

Олег Наумов: Какова цель губернской реформы Петра и в чем ее значение?

 

Наталья Болотина: Петру нужны были регионы, которые могли работать на возрождение России, на превращение ее в мировую державу. Назначаемые люди, те, кто становился во главе регионов,  все были лично известны Петру 1, и губернская реформа была нужна для укрепления государства, для исполнения указов, а указы сыпались один за другим. А значение этой реформы в том, что, во-первых, одна из долговременных реформ, губернии существовали в России до 1920-х годов. Петру удалось найти такой достаточно оптимальный вариант административного деления, где губернии были не национальные. Назывались они по городам, туда назначались люди, организовывалась канцелярия, и выполнялись все царские распоряжения. Поэтом губернская реформа – это построение основной части вертикали власти.

 

Олег Наумов:  Академик РАН Сигурт Шмидт, говоря о значении губернской реформы, отмечает, что Петр и его сподвижники понимали своеобразие России и считали, что «нужно дать возможность самостоятельного развития ее огромных  территорий, самые маленькие из которых включали по площади несколько европейских стран. И эта реформа, дававшая проявить себя губернаторам, проявить себя талантливым людям, имела очень важное начинание».

Какие документы о губернской реформе, представленные на выставке наиболее интересны и значимы?

 

Наталья Болотина: На нашей выставке все представленные документы уникальны. Все они принадлежат петровской эпохе. Но самый главный ключевой документ – это запись именного указа Петра 1 в ближней канцелярии о том, чтобы расписать города по губерниям, т.е. речь идет о создании первых  губерний.  И очень интересные документы, связанные с деятельностью губернаторов на местах. Им приходилось переезжать, обустраиваться, организовывать управление, причем Петр не давал времени на раскачку. Представлены указы, многие с личной правкой Петра 1, например, о том, что в Санкт-Петербурге торговать, несмотря на военное время, или указ об ассамблеях, на которые губернаторы должны были являться, - все эти указы должны были исполняться губернаторами в кратчайшие сроки, иначе штраф накладывался. На выставке представлено очень много автографов самого царя, поскольку он активно управлял. И доношения губернаторов.

 

Олег Наумов: Кто они были, первые петровские губернаторы, и какова их роль в улучшении государственного управления территориями?

 

Наталья Болотина: Петровские губернаторы принадлежали к разным сословиям. Это были и выходцы из боярских древних родов, например, первый московский губернатор Стрешнев. Это были князья, например, Голицыны, которые занимали несколько губернаторский постов. Здесь были и люди незнатного происхождения, которые проявили себя и привлекли внимание, такие, как Меньшиков, который в течение жизни занимал пост сначала Ингерманландской,  а потом Санкт-Петербургской губернии. В основном, конечно, это были вельможи, прошли они хороший административный путь, и входили в верхнюю когорту управленцев.

 

Олег Наумов: О деятельности первых губернаторов рассказывает директор Российского Государственного Архива древних актов. Михаил Рыженков:

«Документы нашей выставки показывают, что собственно кадровый состав или как сейчас принято говорить, скамейка запасных, у Петра был очень невелик. И одни и те же люди тасовались, одни и те же имена сначала мы встречаем в одной губернии, потом в другой. Оно было понятно, реформы – дело новое, и нужны были люди, которые включились бы в этот новый процесс быстро. Их было, конечно, немного. Но вся история Российской империи, начиная с Петра Великого и далее, показывает, что огромное значение имело доверие верховной власти к тому или иному губернатору. Губернатору, как личности, а не как должности. В том же Оренбурге вес Павла Петровича Сухтелена и вес Василия Алексеевича Перовского были различными. То есть, казалось бы, они занимали один  и тот же пост, но доверие к Перовскому было несравненно выше. И его влияние и полномочия были несравненно больше, чем те, которыми обладал Сухтелен».

Проблема по формированию резерва управленческих кадров актуальна и сегодня.  Недавно Дмитрий Медведев на одном из совещаний посетовал на то, что в стране существует огромная проблема с подбором кандидатов на должности губернаторов. Президент признался: «Мы каждый раз ломаем голову по поводу того, как найти подходящие кадры для замещения высших должностей в субъектах федерации». Он предложил создать национальный резерв управленцев, а наиболее перспективные кадры включать в так называемую президентскую квоту, причём пообещал, что станет сам лично оценивать этих людей. Какими качествами должен обладать кандидат в губернаторы? По результатам соцопросов, большинство наших соотечественников считает глав регионов скорее хозяйственниками, нежели политиками.

Наряду с тем, как многое сделали для своих территорий первые губернаторы, но одновременно на выставке представлены дела по их уголовным делам. Выходит реформа не уменьшила лихоимство чиновников?

 

Наталья Болотина: Действительно, на выставке представлено много документов, которые свидетельствуют о роли губернаторов в развитии регионов, строительстве церквей, гражданских зданий, в развитии просвещения. Но побочным эффектом административных реформ стало распространение лихоимства и взяточничества. Петром был даже издан в 1714 году указ о наказании за взяточничество, вплоть до смертной казни. Но губернаторы не смогли избежать такого соблазна, потому что очень большая власть была в их руках. И почти половина из них хоть раз находилась под следствием. Один из самых несчастных – это сибирский губернатор Матвей Петрович Гагарин, он был казнен, причем очень жестоко. Дело в том, что он преступил пределы того, что мог потерпеть царь от своих приближенных. Он присвоил себе вещи, которые были предназначены супруге Петра Екатерине Алексеевне. Он стал таким маленьким царем Сибири. А Сибирь – это очень важный регион, который нельзя было отдавать на откуп, поэтому Гагарина вызвали в Петербург  и казнили, а имущество конфисковали.

 

Олег Наумов: Оренбургский край, он в какую губернию первоначально вошел,  и когда была образована Оренбургская губерния?

 

Наталья Болотина: Оренбургский регион вошел в самую большую губернию петровского времени – Сибирскую. В нее вошло все пред- и Зауралье. Как самостоятельная Оренбургская губерния существует с 1744 года. У нас есть документы, связанные с именем замечательного человека Василия Никитича Татищева, который много сделал для строительства Оренбурга, и подготовке к созданию отдельной Оренбургской губернии.

 

Олег Наумов: Первым Оренбургским губернатором стал Иван Иванович Неплюев, управлявший краем с 1744 до 1758 года. Говорит Дмитрий Сафонов, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой новейшей истории России ОГПУ: «Он действительно создал губернию как таковую. До него территория считалась просто существовавшей на карте. Население жило в ограниченном количестве населенных пунктов. Неплюев создал административную единицу с определенным внутренним устройством и с определенными правилами существования». О самом известном оренбургском губернаторе Василии Алексеевиче Перовском рассказывает старший научный сотрудник Оренбургского областного краеведческого музея Ольга Боброва:

«Осмотрев край, он понял, что надо принимать срочные меры… И поэтому он разработал для себя план, в который, в частности включил изучение естественных богатств края, благоустройство самого Оренбурга, развитие торговых отношений с Востоком, накопление капиталов и часть хозяйственных мероприятий, и особенно он обратил внимание на отсутствие учебных заведений, и это он также включил в свою программу. Когда Перовский приехал сюда, Оренбург был по большей части одноэтажным и деревянным. Очень много было землянок, улицы были немощеными, кривыми и поэтому Перовский сразу по прибытии предпринял меры по благоустройству города».

В чем разница между полномочиями петровских губернаторов и современных?

 

Наталья Болотина: Петровские губернаторы, в отличие от современных, имели более широкую сферу деятельности. Им приходилось заниматься внешнеполитическими вопросами, поскольку почти все губернии являлись пограничными. Они должны были встречать и провожать послов, вести переговоры, они должны были заниматься военным обеспечением: это сбор людей, строительство крепостей, их оборона. Занимались они и привычными современным губернаторам обязанностями: выполнением распоряжений по налогам, по таможенным сборам, социальными вопросами, устройство увечных -бывших военных, развитие школ и школьного образования.

 

Олег Наумов: Как менялось территориальное устройство России в послепетровскую эпоху, ведь губернии просуществовали до 1920-го года?

 

Наталья Болотина: Еще при Петре 1 были созданы новые губернии, это Нижегородская, Астраханская, Ревельская, Рижская. Потом проходил процесс увеличения количества губерний, через  разукрупнение существующих губерний и создание новых, по мере освоения или завоевания новых территорий.

 

Олег Наумов: Процесс изменения административно-территориального деления происходит и в наши дни. 89 регионов досталось нам от Советской власти. Сейчас некоторые регионы с малочисленным населением объединяют с крупными, для улучшения их экономических и социальных перспектив. Причем, делается это только с согласия жителей этих регионов. Так появились новые укрупненные регионы: Пермский и Красноярский края, Иркутская область. Поговаривают о возможности объединения Москвы и Московской области. Надо ли укрупнять регионы в России? На ваш взгляд, насколько это оправдано?

 

Наталья Болотина: Как историк, я могу только сказать, что предпринимались разные попытки укрупнения и разделения губерний. Например, Екатерина попробовала взять за основу численность населения. Получились маленькие по площади, регионы, где плотность населения высокая, и большая Сибирь, где плотность населения меньше. Я думаю, что надо искать оптимальный вариант, чтобы было удобно и людям, и чиновникам, которые будут работать.

 

Олег Наумов: Губернии в России просуществовали более двухсот лет, до двадцатых годов прошлого века. Одно это говорит о продуманности реформы и полезности для России этого института. Только при коммунистах, которые разрушали старый мир до основания, была проведена административно-территориальная реформа и  вместо губерний введены республики, края и области. Сегодня губерний в России нет, но, восстанавливая историческую связь, главы современных субъектов федерации именуются губернаторами. Есть в стране и сторонники воссоздания губерний. Возможно, в будущем такое воссоздание все же произойдет, ибо ленинское принцип национально-территориальных образований продолжает оставаться миной замедленного действия под единством государства Российского.

 

Орен-ТВ

21 декабря 2008 г.