Заказ звонка
* Представьтесь:
* Ваш телефон:
Сообщение:
* - поля, обязательные для заполнения
Заказать звонок
Курс валют
Курс валют предоставлен сайтом kursvalut.com
Счетчик

Новости

 


Российской Конституции – 15 лет. Оправдала ли она надежды российских граждан? Олег Наумов и председатель Законодательного Собрания Оренбургской области Дмитрий Кулагин в программе «Диалог» телеканала Орен-ТВ.
опубликовано: 14-12-2008

Олег Наумов: Конституция. Это слово пришло в Россию по историческим меркам сравнительно недавно. В начале Х1Х века даровать народу права и свободы в виде Конституции безуспешно мечтал император Александр 1, а во время восстания декабристов солдаты-гвардейцы кричали «Да здравствует Конституция!». Правда, имея в виду жену великого князя Константина, которому хотели присягать вместо Николая. В Х1Х веке до Конституции дело в России так и не дошло, зато в ХХ веке была Конституция РСФСР, и Конституция Союза ССР, и сталинская, и брежневская. И, наконец, в 1993 году на всенародном референдуме была принята новая Конституция Российской Федерации, та, по которой мы сейчас живем. На этой неделе, 12 декабря в стране отметили ее 15-летие.

На ваш взгляд, оправдала ли она надежды российских граждан?

 

Дмитрий Кулагин: 1993-й год принес нам достаточно сбалансированный текст основного закона, и подтверждением этого является то, что за прошедшие 15 лет фактически ни одно положение основного закона не менялось. Оправдал он или нет доверие россиян? Я думаю, что ключевые, основополагающие моменты: это права и свободы граждан, это гарантии соблюдения прав и свобод нашли свое отражение в практической деятельности и органов государственной власти, и органов местного самоуправления. В философии права существует такое понятие: идеальная конституция. Идеальная конституция – это некий универсальный образец, к которому нужно стремиться, Ну, наверное, любое человеческое общество никогда не достигнет стопроцентного совершенства, но нужно работать над этим. Самое главное, что выполнил наш основной закон, это основы. Основы, которые явились определенным условием консенсуса разных политических сил, и разных социальных групп, с этой точки зрения конституция сыграла свою решающую роль. С точки зрения практического воплощения основных положений конституции, конечно, еще существуют проблемы. К сожалению, еще не до конца выполнена такая статья конституции, как право на жилище, право на здравоохранение. К сожалению, еще далеко не все службы, оказывающие услуги в этой сфере могут в полной мере обеспечить сохранность здоровья. Еще есть вопросы, в первую очередь связанные с правоприменительной практикой. А с точки зрения закрепления ориентиров наш закон достаточно совершенен, главное, научиться его уважать и выполнять.

 

Олег Наумов: С этим согласен и Андрей Шевченко, секретарь политсовета Оренбургского регионального отделения  партии \"Единая Россия\", председатель Совета депутатов Оренбурга: «Именно эти 15 лет были показательны для России. За эти годы мы пережили очень много: и внутренние военные конфликты, и дефолт, и террор, и именно конституция, являясь гарантом прав человека, являясь гарантом стабильности и выполнения государством своих полномочий, дала возможность сегодня нам говорить, что в России построено правовое государство, в России есть гражданское общество». В послании Федеральному собранию президент Медведев говоря о Конституции, отметил, что ее основные положения не должны изменяться: «Права и свободы граждан, суверенитет народа, государственный строй, федеративное устройство, принципы организации судебной власти и принципы местного самоуправления, другие основы конституционного строя установлены на длительный исторический период. И эти фундаментальные установления я, как гарант Конституции, буду хранить и защищать».

И первый президент России Борис Ельцин и второй президент Владимир Путин многократно говорили: нельзя трогать Конституцию. Почему они так настойчиво защищали Конституцию от поправок?

 

Дмитрий Кулагин: Я считаю, что практика перекройки конституции весьма отрицательна. Мы имеем примеры зарубежных стран, когда на протяжении ста, двухсот лет в конституцию вносится очень малое количество поправок. Руководители нашей страны были категорическими сторонниками не изменять конституцию, как мне кажется,  исходя из следующих посылов: мы выстрадали свое право развиваться как свободная демократическая страна, и конституция, которая сделала акцент именно на этом факте, должна быть стабильна и нельзя пересматривать ее под вдиянием какой-то политической или экономической конъюнктуры. Потому что получится, что не мы выстраиваем свою жизнь под конституцию, а конституцию подстраиваем под те или иные экономические или политические реалии. Соответственно, если текст с точки зрения идеального своего содержания устраивает общество, то он и должен быть достаточно стабилен и неизменяем.

 

Олег Наумов: И все же поправки в конституцию неизбежны. Дмитрий Медведев в своем послании Федеральному собранию предложил, например, увеличить срок действия полномочий президента и депутатов, и эти поправки уже прошли рассмотрение в Государственной думе. Президент отметил, что это всего лишь уточняющие поправки: «…речь идёт не о конституционной реформе, а именно о корректировке Конституции. О действительно важных, но всё же уточняющих поправках, не затрагивающих политическую и правовую сущность существующих институтов».

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения более половины россиян (56%) поддерживают предложение Дмитрия Медведева об увеличении срока конституционных полномочий президента и Госдумы. 29% выражают противоположное мнение, а 15% затруднились ответить. Для сторонников предложения президента главный аргумент в пользу этой идеи – возможность для органов власти более эффективно решать поставленные задачи. Те, кто не поддерживают увеличение срока конституционных полномочий Президента  и Федерального Собрания, чаще всего объясняют это тем, что в Конституцию нельзя вносить изменения и правки, а также тем, что 4 года – достаточный срок для реализации намеченных планов.

Итак, президент Дмитрий Медведев начал свою деятельность с внесения поправок в Конституцию об увеличении сроков избрания президента и Госдумы. Насколько важными и необходимыми являются эти изменения, чтобы трогать Конституцию?

 

Дмитрий Кулагин: Не совсем с вами соглашусь. Новому президенту свою деятельность пришлось начать именно с разрешения новых угроз и новых вызовов, которые время бросило нашей стране. Нужна стабильность и президентской, и парламентской власти, и увеличение сроков полномочий позволит более раскрыться тем задумкам, тем программам, которые обозначил для себя и президент, и депутаты. Поэтому я считаю, что пришло время посмотреть сроки полномочий, И потом, ведь речь не идет о каких-то заоблачных и недемократичных годах: 10-15 лет. 5 лет и 6 лет – срок, на мой взгляд, достаточно оптимальный.

 

Олег Наумов: За принятие поправок должны проголосовать не только Государственная Дума, но и региональные парламенты. Готовится ли к этому Законодательное Собрание области, и поддержат ли депутаты Оренбуржья президентские поправки?

 

Дмитрий Кулагин: Мы уже получили сопроводительное письмо за подписью председателя Совета Федерации С.М. Миронова и проекты конституционных законов, которые нам надлежит рассмотреть на заседании Законодательного Собрания. Это мы будем делать на очередном плановом заседании 17 декабря. Выражу уверенность, что наше законодательное собрание поддержит поправки. Свою позицию высказываю однозначно, я буду голосовать за и буду приглашать моих коллег тоже поддержать эти документы. Считаю, что все у нас идет в штатном рабочем режиме. Самая большая фракция у нас – это «Единая Россия», она обладает конституционным большинством, 32 депутата. Если «Единая Россия» поддержит, решение будет, безусловно, принято. Это будет нормальный рабочий демократичный процесс.

 

Мнение эксперта.

 

Олег Наумов: У разных фракций в Законодательном Собрании, как и следовало ожидать, разные мнения, относительно поправок. Виктор Доценко, заместитель председателя Законодательного Собрания: «Мы поддержим, потому что эта инициатива президента поддержана нашей партией Единая Россия, и я думаю, что эти поправки в нашем Законодательном Собрании будут приняты. Во всяком случае, решение нашей фракции – поддержать инициативу президента. Прекрасно понимая объемы и размеры нашего государства, прекрасно понимая величину и сложность исполнения задач, я считаю, что увеличение сроков президента, увеличение срока полномочий Государственной думы, нужны, и это чисто технические поправки». Владимир Новиков, депутат Законодательного Собрания, фракция КПРФ: «Мы относимся отрицательно, и наша фракция Законодательном Собрании будет голосовать против. Я считаю, что это предложение не в интересах людей, не в интересах государства. Просто нынешняя власть, чувствуя, что сегодня идет полевенее настроения масс, у людей появляется возвращение положительно имиджа социалистического государства, и опасаясь, что в период выборов люди могут отказать  либеральной экономической политике в поддержке, пытается за собой застолбить более продолжительный срок удержания власти. Вот это главная причина, которая сегодня подвигла президента Медведева на увеличение президентского срока. Мы, естественно, считаем, что это неправильно, это не в интересах людей».

В Конституции записано, что источником власти в Российской Федерации является российский народ. Почему же сам народ напрямую не избирает своих губернаторов и представителей  в Совете Федерации?

 

Дмитрий Кулагин: Давайте обсудим. Когда была введена система утверждения губернаторов региональными парламентами? Когда требовалась серьезная консолидация общественных и политических сил по противодействию угрозе, имя которой – терроризм. По сплочению страны вокруг национального лидера. Хотя экономика и была на подъеме, но нужна была игра единой командой, которую возглавляет президент. Поэтому тогда В.В.Путин и пошел на этот шаг. Причем, шаг этот не просто назначенческий: президент подписал указ и губернатор приступил к исполнению обязанностей. Ведь в любом случае кандидатура вносится в региональный парламент. А это значит, что мнение избирателей будет услышано через позицию депутатов. Ведь прежде чем принимать решение, депутат просто обязан посоветоваться со своими избирателями. Поставить их в известность о тех стратегических вопросах, которые будет решать региональный парламент. Поэтому считаю, что формальные принципы демократического назначения соблюдены и здесь. Думаю, что не исключено, что в какой-то перспективе будет возврат к избранию губернаторов. Но на данный период, в который мне довелось жить и работать, эта форма является оптимальной.

 

Олег Наумов: Как вы оцениваете инициативы президента Медведева по введению отчета правительства перед Госдумой и нового порядка избрания членов Совета Федерации только из числа региональных депутатов?

 

Дмитрий Кулагин: Эти две  инициативы нас вполне устраивают. Мне, как председателю Законодательного Собрания области, безусловно, импонирует, что с этими инициативами на новый рубеж выходит развитие представительной ветви власти. Как известно, птица о двух крылах, на одном птица не летит. И система разделения властей не случайно закреплена в основном законе нашей страны. И это разделение властей, в том числе является гарантией предотвращения ошибок, которые могут быть вызваны, допустим, единоличным принятием решений, или каким-то единоличным действием. И одна из важнейших функций парламента любого уровня – контрольная. Фактически, парламентский контроль – это не только спрос депутата по отношению к исполнительной власти, это спрос населения.  Потому что более тесная и прямая связь с населением у власти законодательной, а не у исполнительной. И то, что теперь в 102-ю статью конституции будут вноситься изменения и правительство будет обязано отчитываться перед Государственной Думой – это дальнейшее укрепление демократических основ, и дальнейшее предотвращение и создание гарантий от возможных ошибок. Мы эту инициативу поддержим полностью. Считаем, что следующим шагом должно быть проецирование этой модели на уровень регионов. Региональные парламенты тоже должны иметь законные инструменты контроля за местной исполнительной властью. Что касается изменения в формировании Совета Федерации, считаю, что эта форма позволит избежать определенного протекционизма, который у нас существует при формировании Совета Федерации. Ну не нравится мне, когда членами Совета Федерации становятся люди, которые о существовании субъекта Федерации знают только понаслышке, не понимая ни местной специфики, ни особенностей экономики, гражданского общества, политического устройства, осуществляя лишь формальное взаимодействие с органами власти субъекта Федерации.

 

Олег Наумов: Жизнь меняется. Наверное, вслед за ней должна меняться и Конституция. Какие изменения вы предложили бы внести в Конституцию в будущем?

 

Дмитрий Кулагин: Если брать технические изменения, скажем, то я хотел бы, чтобы изменилась статья, которая закрепляет право граждан РФ на образование. На данный момент эта статья закрепляет обязательное 9-летнее образование. Я считаю, что нам в обязательном порядке нужно закрепить полное общее образование, т.е. 11 классов, чтобы каждый россиянин был обязан получить этот уровень образования, поскольку это позволит ему более грамотно сориентироваться и в своей дальнейшей жизни, и в получении профессии. С точки зрения стратегических изменений нам нужно посмотреть те статьи, которые закрепили бы гарантии того, что предусматривает Конституция. Мне бы хотелось, чтобы более жестко были прописаны гарантии в Конституции выполнения абсолютно правильных, здравых, востребованных жизнью положений нашего основного закона.

 

Олег Наумов: Конституция неидеальна. Но она устанавливает основные правила игры под названием \"жизнь\" для всех граждан страны. Соблюдение этих правил всеми без исключения - основа существования государства. Игра без правил ведёт к развалу государственной системы, к ухудшению жизни населения. Неукоснительное соблюдение Конституции, пусть не во всем совершенной - путь к прогрессу, улучшению жизни людей. Сначала нужно научиться уважать Основной Закон, а потом уже думать о его \"улучшении\". Иначе все корректировки Закона бессмысленны, так как и они не будут выполняться так же, как не выполняется сам Закон.

 

«Орен-ТВ»

14 декабря 2008 г.