Заказ звонка
* Представьтесь:
* Ваш телефон:
Сообщение:
* - поля, обязательные для заполнения
Заказать звонок
Курс валют
Курс валют предоставлен сайтом kursvalut.com
Счетчик

Новости

 


Полотна Левитана и сегодня помогают нам понять себя, понять красоту родной земли. Олег Наумов и научный сотрудник музея Левитана в Плесе Лариса Ищенко в программе «Диалог».
опубликовано: 14-09-2008

 

Олег Наумов: «Я весь мир заставил плакать над красой земли моей» - так говорил писатель Борис Пастернак. Эти слова стали лейтмотивом творчества и многих художников. Картины, передающие красоту русской природы, писали Саврасов и Поленов, Шишкин и Юон. Но только Левитан смог  наполнить наш бедный пейзаж чувствами. Теперь уже никто не мог отвернуться от средней полосы России - у нее появилось свое неповторимое лицо и неотразимое очарование.

Перед его неброскими пейзажами меркли красоты заморских стран. А нашел  он эти неповторимые и очаровательные уголки русской природы на берегу Волги. В маленьком волжском городе Плес художник провел три лета и написал более  двухсот полотен, которые прославили его сначала на всю Россию, а потом и на весь мир. Немногие знают, что в Плесе открыт единственный в России музей Левитана. Туда и отправились мы в один из дней «бабьего лета».

     Нет лучше страны, чем Россия! Только в России может быть настоящий пейзажист. Так говорил Левитан. Не кажется ли вам это преувеличением?

 

Лариса Ищенко: Нет, как раз в устах Левитана это воспринимается как должное, зная его искусство, знакомясь с его картинами. Ведь даже будучи в Крыму, это одна из первых его  поездок еще в студенчестве, он очень страдал по северу, по северной природе, так он называл Подмосковье, куда они ходили будучи учениками. Когда он оказался в Крыму, он был восторжен перед Крымом, тем не менее, уже через месяц он писал из Ялты: « Природа Крыма только в начале поражает, а затем хочется домой, на север. Я теперь север люблю больше, чем когда бы то ни было». Ничего вычурного, никаких особых красивостей  в его ученических работах нет, но, тем не менее, природа настоящая, которая близка его сердцу, именно красота и та понятная природа, которая его окружала.

 

Олег Наумов: Левитан много путешествовал, был  в Финляндии, Франции, Швейцарии, Италии, но все лучшие картины написаны в России. Почему именно волжские берега, Плес дали ему особые минуты вдохновения?

 

Лариса Ищенко: «Серия волжских этюдов и картин послужила настоящей основой славы Левитана» – это слова Нестерова. Именно на Волге Левитан почувствовал себя очень близким к природе, Волга вдохновила его. Он долго стремился к Волге. Саврасов, первый учитель Левитана, посоветовал ему поехать на Волгу. В 1888 году Левитан отправился с друзьями Степановым и Кувшинниковой на Волгу, не зная нашего города Плеса, они плыли на пароходе по Волге и искали понравившиеся места. Вдруг им открылся Плес. Левитан был очарован Плесом, окрестностями города, писал упоительно три лета подряд, написал около двухсот работ, которые принесли ему настоящую славу.

 

Олег Наумов: Как создавался музей в Плесе?

 

Лариса Ищенко: Музей был открыт 25 августа 1972 года в доме, раньше принадлежавшем купцу Солодовникову. На этом этаже, где сейчас представлена экспозиция, жила семья купца. Стены этого дома помнят художников, помнят и ступеньки, по которым посетители музея поднимаются наверх, в мемориальные комнаты, посмотреть, где же жили Левитан и его друзья. Спали они прямо на полу, на мешках, набитых сеном и покрытых ковром. Скромно жили молодые люди. В этой комнате все вещи старинные, конца 19-го века. Весь интерьер воссоздан по воспоминаниям внучки купца, Солодовниковой. Ящик с красками, мольберт и охотничья сумка ягдташ – это подлинные вещи Левитана, переданные в дар внучатой племянницей Левитана Берчанской. Дама преклонных лет проживает во Франции.

В комнате, где жила Кувшинникова, инструмент, который приобрели купцы на второе лето их пребывания в этом доме в 1889 году. Кувшинникова замечательно играла, и когда купцы узнали о ее даровании, о ее замечательной игре на фортепьяно, они приобрели этот инструмент. Кувшинникова играла Бетховена, Чайковского, Грига, Левитан очень любил слушать музыку во время работы.

 

Олег Наумов: Расскажите о наиболее интересных картинах Левитана, выставленных в музее.

 

Лариса Ищенко: Все работы, представленные здесь в музее нам очень дороги, они разных годов исполнения, разной техники исполнения. Но три именно плесские работы нам наиболее дороги. Это небольшая работа «Закат на Волге»,  этюд «Осень. Мельница» и «Волга» - это вариант картины «После дождя. Плес». Мы очень дорожим этой работой. Здесь именно левитановское настроение, техника исполнения. Серебристое небо. Здесь изображен летний пасмурный день, мокрые кусты на переднем плане, почерневшие от сырости старые баржи. Очень быстро расходятся облака. Все. Ничего вычурного, вымышленного. Обычный уголок природы.

 

Олег Наумов Большинство произведений Левитана представлено в художественных галереях, в Третьяковке. Какие произведения, написанные здесь в Плесе, наиболее известны?

 

Лариса Ищенко: Конечно, это «Свежий ветер. Волга», «После дождя. Плес», «Березовая роща». Эти живые картины и сейчас можно найти, гуляя по городу, по окрестностям. Но самые лучшие работы Левитана, самое большое их количество находится в Третьяковской галерее. Третьяков сам отбирал понравившиеся ему работы, непосредственно у Левитана.

 

Олег Наумов: Творческое наследие Левитана, насколько оно востребовано сегодня и насколько, на ваш взгляд, будет востребовано в будущем?

 

Лариса Ищенко: Судя по тому, что наш музей существует всего 36 лет, и какое огромное количество людей мы приняли, и до сих пор принимаем. Люди знают и помнят наш музей, хотя  он единственный в стране, тем не менее, мы успеваем принимать огромное количество народа, знакомим с творчеством Левитана. Именно Левитан открыл для художников Плес как творческую лабораторию. Вслед за ним сюда потянулись многие художники, многие остались здесь навсегда жить. Летний сезон пользуется большой популярностью среди художников пейзажистов. Приезжают и молодые, начинающие художники, и маститые – черпают свое вдохновение.

 

     Олег Наумов: Левитан всегда мечтал о том, чтобы художники имели возможность показать свои картины миру. Именно ему принадлежит идея открыть музей пейзажа. И такой музей в Плесе есть.  Здесь можно увидеть не только работы художников круга Левитана, но и работы современных живописцев. Рассказывает Татьяна Золотарева, научный сотрудник Плесского музея пейзажа: «Наш музей единственный в стране, музей конкретного жанра. Естественно, что без современных художников он тоже не мог бы существовать. Часть коллекции – это русская живопись. А основная наша задача показать продолжателей традиции русской реалистической школы, последователей Левитана. Еще один важный проект, который существует уже 9 лет – «Зеленый шум», который собирает художников со всей России. Художников-пейзажистов. И когда открывается эта выставка, нам совершенно очевидно, что у нас достаточно много художников, которые всерьез уделяют внимание этому жанру, на нем конкретизируются, пытаются искать новые решения, и многие считают своим учителем Левитана. Они сюда приезжают, ищут те места, которые он описывал в своих произведениях. Плес, правда, очень изменился за столетие, но попытки такие совершаются, и подобные ракурсы находятся и отражаются потом в произведениях».

Еще один очень важный проект, который уже много лет ведут сотрудники Плесского музея пейзажа называется «Волжский  художник». Его задача - развивать молодые таланты, и каждый год на летние плэнэры в Плес приезжают талантливые дети со всей России. Проект существует уже более 13 лет, и за этот период сотрудники музея наблюдают за этими детьми, они уже закончили училища, институты, и лучшие работы остаются в фондах музея. По истечению какого-то времени, когда эти дети станут взрослыми, профессиональными художниками, вероятно, будут показывать свои работы здесь, с персональными выставками, и будет прекрасная возможность отследить творческий процесс от начала становления.

     Оренбургские художники ценят левитановское наследие, прежде всего, за убедительность и достоверность. Они, так же как и Левитан, пишут свои пейзажи не в мастерских, а на натуре, считают, что только так можно передать неповторимую красоту и скромное очарование русской природы. Говорит оренбургский художник Антон Власов: «...достаточно большая группа художников отличается как раз тем, что они работают прежде всего через натуру, и только тогда, когда пишешь уже с этюда картину, появляется такая убедительность, что, когда зритель смотрит,  хочется попасть в эту среду, ту, что создал художник, и он чувствует и состояние, и перспективу, и цвето-воздушную среду и все-все-все…».

Близким другом Левитана и человеком, наиболее глубоко понимавшим его творчество, стал великий русский писатель Антон Павлович Чехов. Что их объединяло?

 

Лариса Ищенко: Познакомились они через Николая Павловича Чехова, брата Антона Павловича. Были близки они именно творчески. Левитан говорил о творчестве Чехова, что он его поразил, как пейзажист. Чехов умело, мастерски  описывал пейзаж. А Левитан поражал Чехова, как повествователь в своих картинах.

 

Олег Наумов: И он еще говорил, вот эти картины более левитанистые, даже ввел такой термин – левитанистость.

 

Лариса Ищенко: Да, именно Чехов придумал это слово – левитанистый пейзаж. Чтобы подчеркнуть особую прелесть какого-либо уголка природы, Чехов говорил: природа здесь левитанистая, или, напротив, природа здесь менее левитанистая. Чехов принимал те картины, в которых природа была близка русскому человеку, русской душе, чтобы была понятна и проста, как у друга в картинах.

 

Олег Наумов: Семейная жизнь Левитана, в обывательском смысле слова, не сложилась. Сам он говорил: «Весь я могу принадлежать только моей тихой бесприютной музе, все остальное - суета сует...».

 

Лариса Ищенко: Да, жизнь не сложилась, хотя были у него любимые женщины. Наверное, это отдельна тема, и можно долго об этом говорить. Самой известной музой его сердца, его творчества была Софья Петровна Кувшинникова, которая все три раза сопровождала Левитана в Плес. Будучи сама художницей, писала плесские мотивы, которые ей очень нравились. Она не была профессиональной художницей, но выставляла свои работы наряду с маститыми художниками. Брала всего лишь уроки у Левитана. Как она сама писала об этом, восемь лет практического изучения природы, под руководством Левитана, это выше всякой школы.

Ее небольшая работа «Интерьер Плесско-Петропавловской церкви, был приобретен самим Третьяковым. На что Чехов ей сказал: «Поздравляю вас со вступлением в ряды бессмертных». Такое признание получила Кувшинникова из уст великого писателя.

Она сыграла значительную роль в духовном обогащении Левитана. Ввела его в художественную среду через свой литературно-художественный салон, достаточно известный в Москве. Здесь собирались московские знаменитости, творческие личности – композиторы, музыканты, художники, артисты. Мы считаем ее основной музой творчества Левитана. И может быть своими волжскими работами Левитан обязан, прежде всего,  этой даме.

 

Олег Наумов:  Почему именно Левитану удалось передать всю неброскую красоту нашей природы?  В чем особенность или может быть секрет творчества художника?

 

Лариса Ищенко: Особого секрета, наверное, нет. Он очень любил природу, считал себя частичкой природы. Мог буквально расплакаться от увиденного пейзажа, настолько тонко чувствовал и воспринимал природу. Недаром его называют мастером пейзажа-настроения. Буквально каждую свою работу он очеловечивал, наделял определенным человеческим настроением. Люди любят, и, наверное, всегда будут любить произведения Левитана. Многим картинам более 100 лет, и они до сих пор вызывают интерес и люди видят, что природа, переданная Левитаном в картинах живая, очеловеченная и очень правдивая. Ничего вычурного, вымышленного, обычные уголки природы, которые нас окружают, и, наверное, будут окружать. Пока жива природа, пейзаж вечен, как и Левитан.

 

     Олег Наумов: У картин Левитана вспоминаются слова Чехова из рассказа \"Дом с мезонином\": \"На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, чего-то знакомого, будто я уже видел эту самую панораму когда-то в детстве...\" Именно в этом – смысл и значение творчества Исаака Ильича Левитана. Его печальные и неброские пейзажи удивительно одухотворены, в них всегда незримо присутствует человек. Полотна Левитана помогают нам понять себя, понять красоту родной земли, понять, в чем состоит смысл жизни и истинное предназначение человека на этой земле.

 

«Орен-ТВ»

14 сентября 2008 г.