Заказ звонка
* Представьтесь:
* Ваш телефон:
Сообщение:
* - поля, обязательные для заполнения
Заказать звонок
Курс валют
Курс валют предоставлен сайтом kursvalut.com
Счетчик

Новости

 


Россия – ЕС: переговоры о соглашении без реальной перспективы согласия. Комментарий председателя Комиссии по международным делам партии СПС Олега Наумова.
опубликовано: 01-07-2008

Основным итогом саммита Россия – ЕС стало то, что стороны начинают переговоры о новом базовом соглашении. Об этом в пятницу объявили участники саммита Россия-ЕС в Ханты-Мансийске – президент России Дмитрий Медведев и руководство Евросоюза. Генеральный секретарь Совета ЕС Хавьер Солана назвал решение саммита историческим и подчеркнул важность будущего нового договора для партнеров, которые, как считает Солана, обречены на сотрудничество во множестве сфер.

     Сейчас отношения между Россией и ЕС регулируются Соглашением о партнерстве и сотрудничестве, которое было подписано в 1994 году. Срок его действия истек в ноябре 2007 года, но был продлен по умолчанию сторон. И Россия, и ЕС неоднократно за последние два года признавали, что СПС устарел, но начать переговоры о новом подобном документе не могли, поскольку Польша, а затем Литва, как члены ЕС, блокировали начало переговоров, требуя прежде решить проблемы в их отношениях с Россией.

     Если абстрагироваться от обтекаемых официальных деклараций, то закончившийся саммит можно свести к демонстрации двух ключевых моментов. Во-первых, экономическая взаимозависимость России и ЕС бесспорна и не подвергается никаким сомнениям. Во-вторых, Россия так далеко отошла от европейских ценностей либеральной демократии, что достижение политического согласия между нашей страной (а точнее – нынешним правящим режимом) и демократическим сообществом европейских стран представляется пока маловероятным.

     Последнее обстоятельство неизбежно сказывается и на развитии экономических отношений. Камнем преткновения здесь давно стала энергетическая политика. Евросоюз считает, что сотрудничество с Россией в энергетической сфере должно строиться на принципах Энергетической хартии – российское же руководство критически относится к этой хартии, которая направлена, в том числе и против монополий на рынках газа и электроэнергии. В свою очередь капитаны российского государственного капитализма хотят добиться как можно большего участия в европейской дистрибуции и активах, роль просто поставщика нефти и газа их не устраивает.

     Попытка российских официальных лиц указывать на политизированность вопроса энергетической безопасности как на источник двойных стандартов показывают непонимание (или игнорирование) того, что в современном цивилизованном мире политические и общественные ценности стали неотъемлемыми элементами экономического процесса. Западный крупный корпоративный бизнес давно и ясно указывает российским партнерам, что они могут получить доступ к корпоративному управлению европейских компаний лишь в той мере, в какой европейский бизнес может получить доступ к корпоративному управлению в России. Эта установка взаимопроникновения пришла в европейский корпоративный бизнес под воздействием общественных ценностей и демократических принципов, а не из самой логики рыночных отношений. Во многом именно поэтому российский государственные капитализм, являясь порождением авторитаризма, не понимает смысла подобной аргументации.

     Насколько сложным будет процесс подготовки нового договора  между Россией и ЕС, говорит то, что стороны исходят из принципиально разных оснований. Мандат Еврокомиссии на ведение переговоров включает следующие вопросы: установление равных энергетических отношений, стабильность финансовых рынков, рост возможностей суверенных инвестиционных фондов, изменение климата, продовольственный кризис и состояние демократии в России. Т.е. в Брюсселе новое соглашение видят как подробное техническое задание, в том числе и в политической области. По мнению же президента Медведева соглашение должно быть «кратким, рамочным, без излишней детализации» (т.е. набором общих ни к чему не обязывающих фраз).

 

     Т.о., несмотря на то, что переговоры о новом соглашении между Россией и Евросоюзом начались, никакой реальной перспективы заключения этого договора пока не просматривается. И ситуацию вряд ли улучшит искусство переговорщиков-дипломатов, стороны слишком далеко разошлись в политических и ценностных аспектах, чтобы провозгласить себя ключевыми стратегическими партнерами. Если в России не произойдет реального продвижения к восстановлению принципов либеральной демократии, переговорный процесс между ЕС и нашей страной грозит превратиться в бесконечную рутину взаимных претензий.

 

     Олег Наумов, председатель Комиссии по международным делам Федерального политсовета СПС.

     1 июля 2008 г.