Заказ звонка
* Представьтесь:
* Ваш телефон:
Сообщение:
* - поля, обязательные для заполнения
Заказать звонок
Курс валют
Курс валют предоставлен сайтом kursvalut.com
Счетчик

Новости

 


Он писал песни для думающих людей – 9 мая день рождения Булата Окуджавы.
опубликовано: 03-05-2008

О Булате Окуджаве, его песнях и стихах, о его нелегкой судьбе и яркой жизни  говорят автор и ведущий программы «Диалог» Олег Наумов и сотрудник дома – музея  в подмосковном писательском поселке Переделкино Лидия Кириллова.

 

      Олег Наумов: «Пока земля еще вертится. Пока еще ярок свет. Господи, дай же Ты каждому. Чего у него нет». Эту песню-молитву, как и сотни других, любители авторской песни слушают и поют уже несколько десятков лет. 9 мая – день рождения автора песни - Булата Окуджавы. Наверное, в нашей стране нет человека, который не слышал бы песен Окуджавы. Популярность пришла к нему в середине 50-х, когда он взял в руки гитару и начал петь под собственную несложную, но очень мелодичную музыку свои стихи. В советские времена, когда общественное провозглашалось выше личного, простые песни о любви, дружбе, душевных переживаниях оказались близкими и понятными народу. Столько в них было неподдельного, тонкого человеческого чувства.

На даче в подмосковном поселке Переделкино все осталось как при жизни Булата Шалвовича. Многое сделано его руками,  собрано им, служило ему и помогало в творчестве. Как создавался музей поэта?

 

     Лидия Кириллова: В тот день, когда скончался Булат Шалвович, а это 12 июня 1997 года, видные деятели нашей культуры, литературы обратились с ходатайством в правительство, чтобы организовать здесь музей. И не дождавшись, когда мы получим благословение от правительства, самостийно открыли музей в последнюю субботу августа 1998 года. И существовали в таком неофициальном режиме полтора года. За это время у нас было 7 тысяч посетителей. Это много для неофициального музея. А через полтора года вышло постановление Путина, он был тогда премьер-министром, о том, что музею быть при министерстве культуры.

 

     Олег Наумов: Расскажите о наиболее интересных, на ваш взгляд, экспонатах.

 

      Лидия Кириллова: Есть у нас замечательные скульптуры Метлянского. Одна из них – это где Булат Шалвович стоит на Пегасе и держит в руках голубой шарик. Песня о голубом шарике – это одна из его первых песен. Еще можно назвать подарок старой китобойной флотилии. Это слуховой аппарат кита. Прижизненный слепок руки Булата Шалвовича. Есть икона рукотворная, которую сделал бывший заключенный и подарил Булату Шалвовичу. Икона мастерски выполнена из разных пород дерева.  Есть книга «Поэзия садов», которую подарил Дмитрий Лихачев с очень трогательной надписью: «Самому любимому, самому замечательному, самому благородному в память о встрече в Стокгольме».

 

     Олег Наумов: Мы знаем, что Булат Шалвович собирал колокольчики. Есть целая экспозиция колокольчиков.

 

     Лидия Кириллова: Толчком стал колокольчик, который подарила Белла Ахмадуллина. Вы знаете, что они выступали вместе, Дача Ахмадуллиной рядом, они были соседями, очень ценили творчество друг друга. У нее есть несколько стихотворений, посвященных Булату Окуджаве, а он посвятил ей несколько песен. Белла Ахмадуллина подарила ему первый колокольчик. Со стихами. Смысл этих стихов был в том, что как слугу вызывает хозяин, позвонив в колокольчик, так позвони, я всегда прибегу. Он был очень доволен этим подарком, всем о нем рассказывал. В конце 50-х, начале 60-х все начали уже ездить за границу и навезли ему массу колокольчиков. Лежала эта коллекция сначала грудой, потом  Булат Шалвович придумал замечательную конструкцию, на маленьких крючочках на леску на разных уровнях привязывал эти колокольчики. Когда открыто окно и дверь, от сквозняка они позванивают.

 

     Олег Наумов: Общественная репутация Окуджавы безукоризненная - он много раз выступал в защиту диссидентов, против многих несправедливостей. Наверное, потому, что сам он человек очень трудной судьбы.

 

     Лидия Кириллова: Он действительно человек очень трудной судьбы. Сначала все было благополучно. Счастливая жизнь с мамой и папой, родители коммунисты первого поколения, которые искренне верили, что строят светлое будущее. А в 37 году, в этот кровавый год нашей истории, когда были миллионы людей уничтожены,  в эту страшную волну попала и семья Окуджавы. Отец был расстрелян, мама сослана сначала на десять лет, потом попала в число повторников и получила вторичный срок 10 лет . И Булат Шалвович 19 лет носил клеймо сына врагов народа. Это клеймо, которое перекрывало кислород по всем линиям. Ни учиться не могли, работать не могли, где хотели. И что удивительно, при этом он не озлобился, оставался удивительно высоконравственным человеком,  дружелюбным, очень иного помогал людям. И свое нравственное кредо он выразил в маленьком стихотворении, которое потом стало песней: «Совесть, благородство и достоинство – вот оно святое наше воинство. Протяни ему свою ладонь, за него не страшно и в огонь. Лик его велик и удивителен, посвяти ему свой краткий век. Может, ты не станешь победителем, но зато умрешь, как человек».

 

     Олег Наумов: Отец грузин, мать армянка, а сам «Дворянин арбатского двора…».      Почему самые пронзительные песни Окуджавы о Москве?

 

     Лидия Кириллова: Он родился в Москве, был действительно коренным москвичом, воспитывался в своем дворе арбатском, где познавал и хорошее, и плохое.  Его малой родиной был Арбат, и поэтому у него есть целый арбатский цикл.

 

     Олег Наумов:  Стихи Окуджавы хорошо поются и, видимо, уже будут петься всегда. Таково их внутреннее свойство. Они, как музыкальная шкатулка, содержат мелодию внутри себя. С ней они появляются на божий свет и с нею живут на нем. Множество строчек и отдельных фраз из поэзии Окуджавы ушло в народный язык, навеки осело в нем. Булат Окуджава – основатель жанра авторской песни. \"Возьмемся за руки, друзья...\" – стала девизом многих КСП, слетов и фестивалей. А когда была написана первая песня, и что послужило толчком  к ее написанию?

 

     Лидия Кириллова: Первая песня была написана, когда он был студентом тбилисского университета, это была студенческая песня, тогда были очень популярны студенческие гимны. Булат Шалвович – родоначальник музыкального направления, которое называется авторская песня. Когда его спрашивали, чем авторская песня отличается от эстрадной, он говорил, что авторская песня – это песня, написанная думающими людьми для думающих людей.  И в авторской песне главное – стихотворение, смысловая нагрузка и поэтическая отработка. А музыка – вторична.

 

      Олег Наумов: Булат Окуджава - автор ряда интересных прозаических произведений: \"Будь здоров, школяр\", \"Бедный Авросимов\", \"Путешествие дилетантов\". А сам Булат Шалвович кем себя считал поэтом, бардом, писателем?

 

      Лидия Кириллова: Я не знаю, кем он сам себя считал, но все мы его считаем и поэтом, и прозаиком, и бардом. Правда, он не любил, когда его называли бардом, потому что это и понятие не наше, и не совсем точно отражает суть этого явления.

 

       Олег Наумов: В его «Автобиографических анекдотах» сквозит легкая ирония. Он и в жизни был таким же самоироничным? Помогало ли это ему жить?

 

       Лидия Кириллова: Это ему очень помогало жить, потому что при той славе, которая у него было, невероятная совершенно слава в международном масштабе,  очень трудно было не заболеть звездной болезнью. Это болезнь опасная, она очень многих людей изменяет не в лучшую сторону. И когда его спрашивали, как можно было ему при всей его звездности не заболеть этой болезнью, он отвечал, что спасало его чувство самоиронии.

 

       Олег Наумов: А вам лично, какие произведения  Балата Окуджавы нравятся больше всего?

 

        Лидия Кириллова: Есть одно стихотворение, оно популярно и необходимо именно сейчас.

«Осудите сначала себя самого,

Научитесь искусству такому,

А потом уж судите врага своего,

И соседа по шару земному.

Научитесь сначала себе самому

Не прощать ни единой промашки,

А потом уж кричите врагу своему,

Что он враг, и грехи его тяжки.

Ни в других, а в себе побеждайте врага,

И когда преуспеете в этом,

Не придется уж больше валять дурака,

И останетесь вы человеком.

       Олег Наумов: В советские времена, когда общественное провозглашалось выше личного, песни Окуджавы явились откровением, воскрешением настоящей любовной лирики. Их пели люди всех возрастов и профессий. Появилось целое направление авторской песни. Александр Галич и Юрий Визбор, Владимир Высоцкий и Новелла Матвеева – их стихи стали песнями, написанными думающими людьми для думающих людей. Я дворянин арбатского двора – говорил про себя Окуджава, и своим талантом раздвинул границы московского дворика до размеров Вселенной. Песни Окуджавы никогда не состарятся. И сказанное шепотом оказалось услышано всеми.

        Орен-ТВ,  3 мая 2008 г.