Заказ звонка
* Представьтесь:
* Ваш телефон:
Сообщение:
* - поля, обязательные для заполнения
Заказать звонок
Курс валют
Курс валют предоставлен сайтом kursvalut.com
Счетчик

Новости

 


Олег Наумов: Опыт политической алхимии, как из Косово сделать Абхазию.
опубликовано: 24-04-2008

       В последнее время происходит достаточно предсказуемое нарастание напряженности вокруг самопровозглашенных республик Абхазии и Южной Осетии. На беспристрастном дипломатическом языке событие, придавшее импульс эскалации конфликта звучит так: Президент России Владимир Путин поручил правительству разработать механизмы защиты прав российских граждан, проживающих в непризнанных республиках Абхазия и Южная Осетия. Правительство в этих целях будет взаимодействовать с фактическими органами власти Абхазии и Южной Осетии.

       Кроме того, официальное признание получают юридические лица, зарегистрированные на территории непризнанных республик. Федеральным органам исполнительной власти поручено осуществлять сотрудничество с Абхазией и Южной Осетией в рамках правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. Кроме того, территориальные органы МИД России в Краснодарском крае и в Северной Осетии будут в случае необходимости осуществлять отдельные консульские функции в интересах жителей Абхазии и Южной Осетии.

      Если учесть, что в свое время большинству граждан Абхазии и Южной Осетии были выданы российские паспорта, все это означает, что Россия де-факто будет осуществлять правовые функции на территории официально входящие в состав Грузии.

      События, происходящие вокруг Абхазии и Южной Осетии, стали достаточно предсказуемым следствием «косовского инцидента». Как бы ни пытались дипломаты стран ЕС представить независимость Косово уникальным событием, не являющимся прецедентом, подобная позиция выглядит малоубедительной. Любое признание независимости сепаратистской территории без согласия центральной власти страны, в которую всходит данный сепаратистский анклав, является событием, колеблющим основы международного права. Какими бы серьезными и обоснованными ни были истинные мотивы признания независимости Косово.

      Подобие нынешней ситуации в Косово в составе Сербии и Абхазии с Южной Осетией в составе Грузии видно невооруженным взглядом. Однако проблема (прежде всего для национальных интересов России) в том, что между перспективами самопровозглашенных республик в Косово и в Закавказье нет ничего общего.

      Не секрет, что Евросоюз пошел на признание Косово только для того, чтобы стало возможным вступление Сербии и Косово в ЕС. Именно интеграция в единую Европу (по мнению европейских лидеров) сможет примирить сербов и косоваров в рамках общего европейского пространства. Следует отметить, что данный план не бесспорен и вероятность его успешного осуществления совсем не предопределена. Однако понятна сама логика подобных действий и обозначена ясная благоприятная перспектива развития событий в случае достижения успеха.

      Ничего похожего в перспективах Абхазии и Южной Осетии нет и быть не может в принципе. Если в случае с Косово Европа хочет обозначить желательные перспективы стабильности, то действия России в Закавказье консервируют и стимулируют нестабильность на наших южных границах.

      Очевидно, что поддержка самопровозглашенных республик не может закончиться признанием их независимости как переходного состояния для вхождения в состав России (это то же самое, что поддержать независимость Косово для его последующего вхождения в состав Албании). И при этом совершенно ясно, что у Абхазии и Южной Осетии нет реальной перспективы как у самостоятельных государств. Однако никакой другой перспективы позиция российского руководства также не обозначает. И получается, что действия российских властей в отношении Абхазии и Южной Осетии являются ничем иным, как поддержанием бесперспективности сложившегося положения.

     Пытаясь «клонировать» косовский прецедент в Закавказье, нынешнее руководство России добьется лишь перенесения косовских проблем к непосредственным границам нашей страны. Но при этом у нынешнего российского руководства нет никаких возможностей запуска интеграционных процессов, которыми располагает Евросоюз. Это путь в тупик.

 

     Олег Наумов, председатель Комиссии по международным делам Федерального политсовета СПС.

     24 апреля 2008 г.